Подходы к детской психотерапии

Как психотерапия работает с детьми, и зачем она им нужна.
Оглавление
Психотерапия нужна не только взрослым. Дети сталкиваются с ментальными и эмоциональным проблемами не реже — только зачастую не могут понять, что с ними происходит. Более того, если не решить проблему в детстве, она может длиться всю жизнь. Работать с детскими травмами и переживаниями во взрослом возрасте намного сложнее и дольше.

Многие родители боятся вести ребенка к психологу. Они расценивают этот поступок как признание собственного бессилия. Это не так: при всей любви к ребенку, родитель — не специалист. А поход к психологу помогает не только справиться с трудностями, но и открыть новые пути развития, помочь ребенку чувствовать себя увереннее. Поэтому психолог — это вклад в счастливое будущее ребенка.
Детская психотерапия возникла на базе психотерапии взрослых. Это — не отдельное направление, а ряд методов в рамках основных подходов психотерапии.

Работа, с которой связывают возникновение детской психотерапии — «Анализ фобии пятилетнего мальчика» Зигмунда Фрейда, опубликованная в 1909 г. Фрейд впервые применил психоанализ для лечения детской фобии. Его опыт показал, что многие детские трудности связаны с эмоциональным состоянием, впечатлениями и переживаниями ребенка. Также Фрейд убедился в том, что причиной неврозов часто становятся детские травмы и нарушение психосексуального развития.

В 1920-е годы детский психоанализ начал активно развиваться. Самые яркие фигуры в его истории — Мелани Кляйн и Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда). Мелани Кляйн начала использовать в работе с детьми игровые подходы. Она считала, что в игре — так же, как в сознательной деятельности взрослых людей — проявляются бессознательные мотивы, скрытые потребности и травмы ребенка. Анна Фрейд наряду с игровыми техниками применяла активное воспитательное вмешательство. Моральные принципы ребенка только формируются. Поэтому аналитик, по мнению Анны Фрейд, должен занимать позицию «Я-Идеального», чтобы стать примером для ребенка. В 1950-е годы Анна Фрейд открыла Институт детского психоанализа.

Из детского психоанализа в 1940-50-е годы начали развиваться другие подходы к детской психотерапии. Клиент-центрированная терапия Роджерса, гештальт-подход, поведенческая и системно-семейная терапия тоже успешно начали применяться в работе с детьми — и применяются до сих пор.

Историческая справка

Особенности детской психотерапии

Несмотря на то, что детская психотерапия существует в рамках взрослой, у нее есть важные отличительные особенности. Их необходимо учитывать каждому психологу.
1
Психологическая незрелость
Личность ребенка находится в процессе становления. Психологу нужно учитывать особенности возрастной стадии, на которой находится ребенок: насколько у него развито внимание, память, эмоциональный интеллект.
2
Важность отношений терапевта и клиента
Терапевтический альянс важен и для терапии взрослых. Но для детской терапии он играет ключевую роль. Ребенок может не понимать, зачем он проходит терапию, скрывать или не осознавать свои трудности. Он раскроется и пойдет на контакт, только если терапевт сможет установить с ним доверительные отношения.
3
Зависимость от родителей
Терапию, как правило, инициируют родители, а не ребенок. Запрос родителей может отличаться от того, что действительно необходимо ребенку. Например, родители ставят психологу задачу — «Сделать ребенка более спокойным и послушным». При этом ребенок может находиться в стрессе — «стать более спокойным» для него означало бы «научиться подавлять свои эмоции». В этом случае психолог предложит работать с родителями тоже, становясь посредником между ними и ребенком.
Между детской и взрослой психотерапией есть существенные различия по форме, но не по существу. Основное различие заключается в следующем: то, что взрослый может рассказывать на уровне ощущений, эмоций и фантазий, ребенок разыгрывает с игрушками, рисует, лепит и изображает в сценках.

Специалист обращает особое внимание на творчество ребенка, настраиваясь на его волну и давая маленькому пациенту понимание причин его внутренних конфликтов на его, детском, языке.
Лариса Захарова,
детский психотерапевт:

Детская терапия в рамках семейного подхода

Распространенная ошибка родителей — позиция «сделайте что-нибудь с моим ребенком» и нежелание участвовать в процессе. Дети неотделимы от семьи. То, что с ними происходит — часть или отражение общей семейной проблемы.
На семейной терапии терапевт опрашивает родителей, выясняет образ жизни семьи, особенности отношений между ее членами. Он уделяет внимание тому, в какой момент у ребенка появилась проблема, было ли это связано с изменениями в семье. Также важно понять, как именно родители пытались справиться с этой проблемой — нередко такие попытки лишены структуры и понимания, и приводят к усугублению ситуации.

Также многие психологи советуют выбрать именно семейную терапию, потому что она помогает изменить всю семейную систему. Если ребенок пройдет индивидуальную терапию, а потом вернется в среду, где возникла проблема — скорее всего, со временем она вернется.
Работа с родителями ребенка — обязательная и неотъемлемая часть процесса психотерапии. На детской терапии семейные консультации проходят в свободном режиме, по необходимости. Их цель — сопроводить психотерапию, в которой могут быть не только благоприятные периоды, но и спады, кризисы. Психотерапевт проясняет изменения, происходящие с ребенком, помогает родителям поддерживать дома индивидуальный процесс.
Лариса Захарова,
детский психотерапевт:

Интегративный подход к детской психотерапии

Разные терапевтические школы предлагают разные методики, формат работы, постановку целей и взгляд на личность. Интегративный подход выходит за рамки какой-то определенной школы и пользуется разными инструментами в зависимости от клиента и его запроса.

Работа с ребенком в интегративном подходе строится на базе системно-семейной, клиент-центрированной и психодинамической терапии.
1
На системно-семейной терапии семья рассматривается как единый организм. С помощью выяснения границ, «правил» и «мифов» семьи терапевт пытается понять, что именно привело к разладу. Он находит определенный негативный сценарий, по которому движется семья — и помогает преодолеть его.
2
Клиент-центрированная терапия основана на идее, что каждый человек неповторим и ценен. Учитывая естественное стремление клиента к росту и развитию, терапевт только направляет его и помогает реализовать потенциал.
3
Психодинамические подходы ищут корни проблем в истории клиента. Терапевт помогает клиенту вспомнить и метафорически «переиграть» травму, которая вызвала внутренний конфликт.
Соединяя эти идеи, интегративный подход выдвигает несколько концепций в работе с ребенком:
Семья — это не только единый организм. Это еще и пространство ценностей, в котором растет и развивается ребенок.
Обстановка, атмосфера и стиль общения в семье зависит от личного вклада каждого участника.
Клиента стоит рассматривать с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего. Прошлое может быть источником конфликтов и неврозов, но их можно преодолеть с помощью поставленных целей и поддержки близких.
Работая с ребенком, интегративный терапевт рассматривает разные аспекты его жизни и личности. Для этого он использует беседу, проективные методики, метафоры, дает семье домашние задания.

Игровая терапия

Игровая терапия используется для работы с детьми от 2 до 12 лет. В ее основе — идея, что через игру ребенок может метафорически выражать свои чувства, внутренние конфликты, мысли и вытесненные события. Она проходит не в обычном психологическом кабинете, а в игровой комнате. Сеанс игровой терапии длится от 30 до 45 минут.

Существует две основные разновидности игровой терапии:
1
Директивная игровая терапия
Терапевт направляет игру, задавая вид игры, сюжет и персонажей.
2
Недирективная игровая терапия
Терапевт дает ребенку полную свободу в игре и только наблюдает за ним, параллельно анализируя игру.
Обе разновидности могут использоваться в рамках работы с одним ребенком. Это зависит от хода терапии и конкретной ситуации.

Игровую терапию часто рекомендуют для детей, которые имеют особенности речевого развития — или для слишком маленьких клиентов, которые пока не могут осознанно говорить о своем состоянии.
С детьми с речевыми особенностями работать можно и нужно. Не секрет, что мышление и речь взаимосвязаны. Игровая форма работы в сочетании с методом, направленным на обогащение, развитие психоэмоциональной сферы малыша — как раз то, что необходимо для гармоничного взросления.
Лариса Захарова,
детский психотерапевт:

Когда нужна детская психотерапия

Иногда сложно определить, является поведение ребенка возрастной нормой, или ему нужна помощь специалиста. В таком случае лучше всего обратить внимание на отдельные симптомы, которые могут указывать на наличие проблемы:
Неконтролируемая агрессия
Трудности в общении, желание постоянно находиться в одиночестве
Нарушение сна, частые кошмары, бессонницы
Нарушение аппетита, резкий набор или сброс веса
Резкое снижение успеваемости
Отказ от любимых занятий
Немотивированный страх или тревожность
Навязчивое следование определенным ритуалам, неадекватная реакция на их нарушение
Жалобы на болезнь или недомогание, которую не подтверждают врачи.
Не обязательно ждать серьезных нарушений поведения. Возможно, если скорректировать некоторые симптомы в детстве, они не приведут к более тяжелым расстройствам в будущем. Опыт терапии в любом случае внесет позитивный вклад в развитие ребенка.

Ученые провели мета-анализ всех исследований эффективности детской терапии в период с 1974 по 1997 год. Клиентами были дети и подростки от 4 до 18 лет. Оно показало, что состояние детей после терапии значительно улучшалось практически в каждом случае.

Случай из практики

Я давно работаю с детьми в разных направлениях, однако последние почти десять лет предпочитаю психоаналитическую работу с детьми и семьями. Такая работа затрагивает сферу истинных желаний, влечений и более глубоко помогает раскрыть роль самых важных для малыша людей — родителей.

Однажды к мне обратилась мама младшего школьника. У него совсем не было друзей, с одноклассниками он конфликтовал. Реальным впечатлениям он предпочитал игру в воображаемый мир, пытаясь вовлечь в нее родителей все свободное от школы время, что приводило к ссорам.

На первых двух семейных встречах причины таких особенностей стали более ясны. В истории жизни мальчика был очень тяжелый ранний период, осложненный болезнями. С годами здоровье удалось укрепить, однако тревога матери оставалась и приводила к излишней опеке. Мама неосознанно сдерживала инициативу ребенка. Отцу было сложно разобраться, где тревога имеет основания, а где — нет. Он предпочитал отстраниться и сфокусировался на материальном благополучии семьи.

Сам мальчик активно участвовал в семейных консультациях, интуитивно понял, зачем ему нужен психолог и тоже попросил помощи. Например, он очень оживился, когда речь зашла об одежде и мебели, которые стали ему малы, и попросил убрать их из его комнаты.

Безопасная, спокойная обстановка и конфиденциальность способствуют не «выяснению отношений», а прояснению трудной ситуации. Это дало возможность начать индивидуальную работу с мальчиком.

Цель этой работы — дать ребенку через свободную игру и свободную беседу пространство для размышлений не только о своих желаниях, но и о своих способностях, об их реальном воплощении.

Параллельно продолжались и семейные встречи, на которых родители встречались со своими переживаниями: не только радостью, но и тревогами, связанными с ростом самостоятельности ребенка.

Терпение со стороны всех членов семьи, внимание к своим переживаниям и смелость говорить о них на сеансах принесли свои плоды. Работа длилась в течение учебного года, дала хорошие, стабильные результаты: к весне у мальчика появилась подруга-одноклассница, конфликты и ссоры стали редки. Кроме стабильности результатов есть еще одна особенность психоаналитического направления: в процессе работы бывают самые неожиданные открытия. Так, у мальчика появился интерес к истории своей семьи, своих предков, и он смог реализовать свое желание фантазировать — он начал писать рассказы и даже (небезосновательно) стал мечтать о профессии режиссера.
Лариса Захарова,
детский психотерапевт:

Что почитать?

«Дети в семейной психотерапии: практическая работа и профессиональное обучение». Джоан Дж. Зильбах
Это — книга для психологов, но она также будет полезна и интересна родителям. Она поможет лучше понимать ребенка и то, как на него влияет семья. В книге собраны статьи разных семейных терапевтов и случаи из практики. Они доказывают, что нельзя «вынимать» ребенка из семейной системы, что он — неотъемлемая часть семьи, и очень важен для успешной терапии.
«Маленькие дети и их матери».
Дональд Винникот
Сборник лекций известного детского психоаналитика и педиатра. Поможет лучше разобраться в психологии ребенка, побороть страх быть «плохим родителем» и снять тревогу по поводу родительства.
Вам был полезен материал? Поделитесь им: