Психодинамические подходы, часть 2:
индивидуальная психология Адлера, лакановский психоанализ

Мы продолжаем путешествие по миру бессознательного, и сегодня расскажем о двух видах терапии, выросших из фрейдовского психоанализа: это индивидуальная психология Альфреда Адлера и структурный анализ Жака Лакана.
Оглавление

Индивидуальная психология Адлера

Психодинамические подходы эволюционируют и изменяются со времён Фрейда и Юнга. Учёные и практикующие терапевты начала ХХ века, начинавшие карьеру в русле психоанализа, развивали собственные наработки, которые затем превращались в полноценные психотерапевтические методы.

Каждому из нас знаком термин «комплекс неполноценности». Но далеко не всем известно, что это понятие происходит из индивидуальной психологии Адлера — одного из первых психодинамических течений, отделившихся от классического психоанализа в начале ХХ века. Согласно Адлеру, жизнь каждого человека посвящена борьбе с комплексом неполноценности. Задача психотерапии — поддерживать и направлять его в этом процессе.
Альфред Адлер (слева) и Леонард Зайф, 1925.
Адлер начал свою карьеру в качестве врача-офтальмолога в 1895 году. В начале 1900-х он заинтересовался неврологией, был весьма увлечён теориями Зигмунда Фрейда. Когда в 1901 году была опубликована работа Фрейда «Толкование сновидений», Адлер яростно защищал книгу от нападок критиков. Благодарный Фрейд пригласил Адлера присоединиться к дискуссионной группе, встречавшейся по средам и ставшей основой Венского психоаналитического общества, образованного в 1908 году.

В 1910 году Адлер возглавил общество по предложению Фрейда, однако уже в скором времени между двумя гигантами произошел разрыв. Дело в том, что в отличие от Фрейда, считавшего движущей силой человеческой психики сексуальную энергию и либидо, Адлер развивал собственные теоретические наработки и распространял среди аналитиков идею о том, что движущей силой является стремление к власти, желание принадлежать к социальной группе и чувствовать себя значимым. Идеи Адлера были восприняты в штыки догматичным отцом психоанализа.

Адлер покинул свой пост и психоаналитическое общество и вскоре основал Школу индивидуальной психологии и одноименный журнал. Индивидуальная психология приобрела широкую популярность в Европе и США в 20 – 40-х годах. Работы Адлера предлагают придерживаться холистического (ориентированного на целостность) взгляда на природу личности, призывают изучать человека как единую систему. Осознание подспудных внутренних стремлений пациента Адлер считает необходимым условием помощи ему.

Сегодня индивидуальная психология не очень часто используется, как психотерапевтический подход, хотя идеи Адлера оказали серьезное влияние на развитие психотерапии в целом. Специалистов по адлерианскому подходу мало как в России, так и за рубежом.
Историческая справка

Комплекс неполноценности и другие понятия

Как и классический психоанализ, индивидуальная психология видит большую важность в детских переживаниях человека. Здесь мы впервые сталкиваемся с термином комплекс неполноценности.

Адлер считал, что комплекс неполноценности может быть вызван физическими недостатками, ощущением собственной беззащитности, чрезмерной опекой или, наоборот, отсутствием родительского внимания. Бессознательное желание достичь превосходства, избавиться от чувства слабости становится двигателем для будущего развития человека.

Важную роль в формировании характера играет взаимодействие внутри семьи. Согласно Адлеру, из общения с матерью ребенок судит об отношении к нему внутри семьи: в зависимости от того, чувствует ли он тепло, любовь, уверенность в её расположении, он делает вывод о том, как к нему относится ближний круг. В коммуникации с отцом ребенок черпает информацию о том, как к нему настроен внешний мир и как следует с ним взаимодействовать. Так, если отец приходит с работы уставшим, подавленным или сердитым, ребенок делает соответствующие выводы о мире за пределом дома и отношении, с которым он там столкнётся.
Кроме того, становление характера зависит от порядка рождения. Среди братьев и сестёр Адлер отмечает высокий потенциал у первенцев, на которых в семье возлагают много ответственности и от которых родители ожидают раннего взросления: они склонны быть серьёзными, доминантными, прикладывать усилия к самообразованию, личностному росту, интересоваться широким кругом тем и стремиться учиться у старших. Средним детям выпадает незавидное положение: по сравнению с младшими и старшими они испытывают недостаток внимания, часто чувствуют себя ненужными и находятся в субдепрессивном состоянии (состоянии лёгкой, либо средней подавленности). Младшие дети получают много опеки, заботы как родителей, так и старших сиблингов, в связи с чем чувствуют уверенность и безопасность. Живые, веселые, они становятся хорошими спортсменами и в целом, как правило, достигают в жизни многого.

Благодаря семье и социальным влияниям к 5 годам завершается формирование так называемых жизненных целей ребенка. Естественно, в этот период оно происходит на бессознательном уровне: ребенок внутренне либо считает себя достойным и способным, либо убеждается в собственной слабости и невозможности преуспеть. От этого ощущения и зависит его будущий способ взаимодействия с социумом, его методы избавления от собственного комплекса неполноценности.
Адлеру выделяет четыре основных способа взаимодействия с миром, которые он называет стилями жизни:
Активный и конструктивный
«Я должен быть успешным»
Пассивный и конструктивный
«Я должен пожертвовать собой для других», «Я всегда должен быть очаровательным»
Активный и разрушительный
«Я должен противостоять», «Я должен отомстить, расплатиться»

Пассивный и разрушительный
«Я должен показать слабость, быть ленивым»

Зачем нужен психоанализ Адлера?

Люди начинают терапию в адлерианском подходе, чтобы лучше понять свое поведение и реакции. В процессе выявления неосознанных целей и ценностей человек внимательно изучает свою жизнь, свой социальный контекст, влияние семьи, родителей и других факторов на личность.

Понимая эту организацию и ее влияние на самооценку, принятие и ожидания от себя, человек учится иначе воспринимать эмоции, которые он испытывает по отношению к событиям, которые он пережил в детстве. Этот процесс восприятия позволяет человеку, находящемуся в терапии, определить – возможно, впервые – свою истинную внутреннюю ценность. Работа с жизненными целями в адлерианском подходе позволяет переформулировать внутренние убеждения, видение себя и мира, что приносит позитивные изменения в жизнь человека.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан — психиатр и психоаналитик, заслуживший славу самого противоречивого аналитика после Фрейда. Он собирал аншлаги на своих еженедельных лекциях более 20 лет подряд (на его семинары собирался весь свет французской интеллигенции), предпочитал устное слово письменному (27 книг Лакана, часть которых еще не изданы, базируются на его лекциях) и слыл крайне эксцентричной натурой. Лакановский анализ считают самым многослойным и наиболее сложным для понимания ответвлением психоаналитической традиции. И все же, без его идей сложно представить современный психоанализ. Попробуем взглянуть на неординарные инструменты, которые предлагает это течение.
Кадр из документального фильма "Jacques Lacan: La psychanalyse", 1974
Жак Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже. Начал изучать медицину в начале 1920-х годов, специализируясь на психиатрии, проходил интернатуру и позже получил практику в госпитале Сент-Анн. В 1934 году, вскоре после защиты диссертации «О паранойяльном психозе в его отношении к личности», которая была очень хорошо принята, Лакан был приглашен вступить в Парижское психоаналитическое общество. Параллельно он проходил курс психоанализа.

В 1936 году представил доклад под названием «Зеркальная стадия как формирующая функция Я, выявленная в психоаналитическом опыте». В нем Лакан назвал эго «нарциссическим имаго», которое не имеет отношения к реальности и сопротивляется лечению. В этой же статье он впервые обозначил три составляющие психики, которые сформировали его топологию. В своей теоретической системе он использовал понятия, символы, идеи из лингвистики, математики, искусства, литературы и философии.

В 1953 году Лакана избирают президентом Парижского психоаналитического общества (SPP), но уже через полгода изгоняют из ассоциации в результате спора по теории и практике психоанализа. В том же году он основывает Французское психоаналитическое общество (SFP) и начинает выступать с лекциями сперва в госпитале Сент-Анн, а позже – в Высшей нормальной (педагогической) школе и в Сорбонне. Записи лекций Лакана — основной теоретический материал, на котором строится система лакановского психоанализа. Они составляют 27 книг, 10 из которых переведены и изданы на русском языке.
Историческая справка
«Лакан до последнего считал себя истинным фрейдистом, говорил, что Фрейд был неправильно истолкован. То, что Фрейд сформулировал для человека XIX века, для человека XX века должно выглядеть по-другому. И он посвятил много лет тому, чтобы разобрать, как на самом деле работает психоанализ.
Эгопсихология — это американская психология сегодня; она строится на пост-фрейдизме. В ее основе — идея о том, что эго нужно укреплять, личность — усиливать, чтобы справляться с жизненными ситуациями и улучшать отношения с другими. Лакан считал, что Эго относится к воображаемому регистру, и задачей психоанализа не может быть укрепление этой ненадежной структуры. Идентификация с аналитиком для Лакана не является целью психоанализа, так как она не позволяет узнать свое уникальное желание и создать себя, отказавшись от идей, навязанных или автоматически присвоенных человеком в течение жизни и взросления».
Елена Петрова, психолог, ориентированный лакановским психоанализом

Теоретические понятия и топология Лакана

Чтобы адаптировать классический психоанализ к текущим реалиям, Лакан детально изучал работы Фрейда со своими учениками и развивал его идеи в собственной оригинальной интерпретации.

В рамках новой топологии устройства психики Лакан выделил три регистра (области психики): Воображаемое, Символическое и Реальное. Видение Лакана основано на фрейдовских представлениях об эдипальной фазе, детской сексуальности, а также раскрытии бессознательных процессов с помощью языка и свободных ассоциаций.
1
Регистр Воображаемого связан с представлениями о себе, которое мы обретаем в младенческом возрасте, начав узнавать себя в зеркале. Структура Я (Эго) входит в этот регистр.
2
Символическое связано с языком, словами и письменной речью. Символический регистр служит организации личности, в определенной степени возникновение психики становится возможно благодаря ему. С самого рождения ребенок соприкасается с символическим через то, что окружающие говорят о нем. Из этого маленький субъект начинает складывать свою психику и мировоззрение.
3
Реальное — всё, что связано с телом. Реальное у Лакана очень не похоже на общепринятую концепцию объективного личного или коллективного опыта. У Лакана Реальное — то, что не может быть символизировано. В тот момент, когда что-то символизируется (делается сознательным) через язык, оно теряет свою «реальность».
Согласно Лакану, все три области настолько тесно связаны между собой, что напоминают Борромеев узел: три соединенных кольца, где ни одно не может быть отсоединено так, чтобы не повредить целостность всей конструкции.
«По Лакану, структура Эго входит в воображаемое. А воображаемое – это то, на что опираться довольно сложно. Это неосязаемые, фантазийные вещи, как, например, признание, исчислимое в лайках в Инстаграме. Лакан не говорит, что воображаемого не существует. Но только в воображаемом жить довольно сложно. Лакан говорит, что реальное — это то, что невыносимо, невозможно жить только в Реальном, необходимо набросить ткань, сотканную из Воображаемого и Символического.

Реальное — это когда ты ударяешься очень больно о ножку кровати. Это реально. Вот оно тело твое, оно болит. Боль естественная. Но мы смотрим на Реальное через некую призму как Воображаемого, так и Символического. И это целое искусство – опираясь на Воображаемое и Символическое, направляться к Реальному».
Елена Петрова, психолог, ориентированный лакановским психоанализом
Важную роль в лакановской теории играет понятие большого Другого. По Лакану, Другой — это язык и закон, следовательно, он принадлежит к символическому регистру. Первым Другим ребенка становится мама, либо семья и семейный дискурс. При этом члены семьи ориентируются на собственного Другого: это может быть их мораль, опыт, исходя из которого они выстраивают отношения со своими детьми. Это символическая структура человеческой субъективности, из которой приходят нормы, ожидания, желания, запреты, смыслы и многое другое.
Еще один ключевой термин — наслаждение (франц. «jouissance»). Это не просто удовольствие, а удовольствие, которое хочется повторять раз за разом. Когда такого удовольствия становится слишком много, остается страдание. При этом человеку очень сложно отучить себя от этого удовольствия. Можно получать наслаждение от депрессии, от зависимостей, от неразделенных чувств. Можно втягиваться в ощущение собственного ничтожества, чувство неудачи. Это болезненные состояния, но на бессознательном уровне они могут быть притягательными, с ними бывает сложно расстаться.
«Все люди наслаждаются. С пациентом мы анализируем те виды наслаждений, которые близки именно ему. Если они мешают жить, если в них есть зависимость и слишком много страдания, то мы стараемся найти более безопасное обрамление этому наслаждению, или найти другие способы наслаждаться.

Наша задача в том, чтобы не поддерживать те виды наслаждения, в которых человек страдает, и не наслаждаться с ним вместе. Помогаем пациенту найти такой вид наслаждения, который не разрушает его жизнь».

Елена Петрова, психолог, ориентированный лакановским психоанализом

Особенности аналитического процесса

Как и другие виды психоанализа, лакановский анализ представляет собой разговорную практику. Как правило, сеанс проводится очно (за редким исключением). Лакановский анализ унаследовал у классического традиционную обстановку: сеансы проводятся в кабинете с кушеткой, однако пациент может выбирать, использовать ее или нет. Классический психоанализ подразумевает от трёх сеансов в неделю, лакановский же позволяет ограничиться 1−2 сеансами. Работу также можно проводить плотными курсами (к примеру, 10 сессий в течение нескольких дней).

Речь анализанта играет в работе ключевую роль. Важная особенность сеанса состоит в том, что он может длится разное количество времени. Остановка сеанса применяется, чтобы акцентировать внимание пациента на важном в его собственной речи. Лакан отклонил стандартную 50-минутную сессию, утверждая, что в некоторых случаях и 5 минут достаточно для достижения эффекта.
«Лакан придумал инструмент остановки сеанса, с помощью которого пациенту что-то открывается. Из бессознательного вышло новое, и аналитик хочет это подчеркнуть. Это может быть какой-то вопрос, который вдруг возник, или новое осознание, или изменение вида речи, в любом случае, это позволяет анализанту столкнуться с чем-то, на что намекает, но не настаивает аналитик. В этот момент мы делаем остановку. Я обычно пишу, что сессия длится до 40 минут, но она может завершиться через 20, 30 или 40 минут.
С помощью остановки у нас нет задачи навязать человеку какую-то истину о нем. Мы предлагаем увидеть по-новому убеждения, ограничивающие его жизнь, но оставляем возможность не согласиться с нами, запустив в субъекте интерес узнавать себя и менять свою жизнь в направлении, которое сам для себя выберет».

Елена Петрова, психолог, ориентированный лакановским психоанализом
Лакановский психоанализ — это практика, которая уважает человека — в том смысле, в котором мы понимаем это сегодня, когда осознали, что каждый имеет свою цену — не только уважает его, но и не может функционировать, не уважая его

— Жак Лакан

Кому подойдёт лакановский анализ?

Лакановский психоанализ подходит тому, кто хотел бы узнать о себе нечто уникальное, присущее только ему. Он предполагает длительную работу, ориентированную на исследование бессознательного, которое может привести к существенным изменениям в картине мире и жизни. Но то, как далеко зайти — всегда решает анализант.

Из-за глубины и интенсивности изменений, которые он несёт, лакановский анализ не подойдёт тому, кто ищет быстрый ответ, практический совет, находится в остром горе или переживает последствия недавних травмирующих событий. В анализ приходят те, кто замечает повторяющиеся события в своей жизни и хочет глубже узнать себя. Среди возможных показаний можно выделить:
Невротические расстройства
Пищевые расстройства
Депрессии
Вопросы самореализации
Личные отношения
Конфликты
Сексуальные расстройства
Продолжительность анализа варьируется и зависит от внутреннего ощущения, понимания того, достигнуто ли желаемое состояние. Как правило, это долговременный процесс, который занимает от года до нескольких лет.
«Есть довольно большая разница между психотерапией и психоанализом. Психотерапия подразумевает поддерживание пациента. У человека есть проблема, страдание, что-то в жизни не складывается. И психотерапия поддерживает, помогает найти ресурсы справляться с возникшими трудностями.

У психоанализа задача другая. Она не в том, чтобы сделать сразу хорошо. В некотором плане, нам даже приходится сначала сделать хуже. Конечно, не существует универсальных прогнозов, как пойдет именно ваш анализ. Для кого-то эффект достигается сразу, человек решает свои вопросы и идет дальше строить свою жизнь в соответствии с новыми взглядами. Другим же требуется больше времени, чтобы изменения стали заметны в самоощущении, отношениях или в профессиональной деятельности.

Иногда нужно поставить под вопрос, расшатать уверенность пациента в том, что происходит в его жизни, чтобы он смог отделиться от идентификации с родителями, ближайшим окружением, поставить под вопросы ожидания и требования, которые выдвигались к нему на протяжении его детства и юношества. Чтобы в дальнейшем он смог создать что-то свое, а не жить, бессознательно пытаясь соответствовать ожиданиям общества. С какими-то пациентами приходится быть более бережными и аккуратно собирать обломки воспоминаний, восстанавливать образ себя и других, придумывать что-то уникальное, где человек сможет себя реализовать, найти свое место. Через какое-то время человек обнаруживает, что иначе смотрит на мир. То, что нравилось раньше, теперь не нравится. То, что он терпеть не мог, что пугало или злило, теперь кажется нормальным. Это не всегда заметно окружающим, но внутри он может чувствовать себя другим человеком. И самое интересное, что никто не знает, каким человек станет после курса психоанализа. Это путешествие в неизведанное, и аналитик не сможет точно обозначить в начале пути, куда приведет этот процесс».
Елена Петрова, психолог, ориентированный лакановским психоанализом

Случай из практики

«В моей практике есть яркий пример того, как быстро пациент может реагировать на анализ и внедрять изменения в жизнь. Молодой человек, назовем его Роман, 26 лет, обратился с жалобами на эмоциональное выгорание, отсутствие сил, непонимание своих желаний. Роман работает в крупной компании, где занимается продажами, руководит командой сотрудников.

На первой встрече Роман высказал, что ему не хватает обратной связи. Требовал ее от меня, а также жаловался, что его начальник, которого он низко оценивает, его не замечает. Я удивилась, что он ждет обратной связи от человека, которого сам не ценит. Для него это прозвучало как открытие, на этом я остановила сессию.

С тех пор пациент стал приходить ко мне два раза в неделю. Выгорание отступило быстро, появились новые темы для обсуждения: свои желания, отношения с девушкой, с коллективом, с компаниями друзей.

***

Отец Романа — бывший военный, после отставки стал работать в продажах, до сих пор работает в этой сфере. В 20 лет он встретил будущую мать Романа, вместе они уехали в Москву, где через два года у них родился сын. Отец выпивал, родители ссорились, мать использовала сына, так как при нем отец старался сдерживаться и заканчивал ссоры. Роману нужно было останавливать отца и спасать отношения родителей, с тех пор у него есть фантазия, что брак родителей не распался из-за него. С мамой отношения хорошие, с отцом — прохладные. Роман говорит, что вовлекается в чужие отношения и спасает других, чтобы чувствовать себя нужным и значимым. Мать хотела угодить отцу, а отцу это было неважно, она ждала решения от отца, но отец не принимал его. „Мать не знала, что хотела. Я не хочу такую жену".

***

Роман встречается с девушкой, которая ему нравится. Но она не может найти себя в жизни, изменила сферу деятельности. Он считает, что начинает ей помогать по своему любимому сценарию спасения. Девушка из другого города, сейчас не зарабатывает, и ему нужно решить, съезжаться с ней в одну квартиру или нет. Роман не может решить. Говорит, что это сценарий, как у его родителей. „Она удобная, как и я. Все слишком хорошо, не может же так быть. Нельзя же сейчас радоваться?" Остановка сеанса. Через некоторое время Роман принял решение попробовать пожить вместе».

Елена Петрова, психолог, ориентированный лакановским психоанализом

Что почитать?

«Очерки по индивидуальной психологии». Альфред Адлер
Теория индивидуальной психологии для тех, кто хочет узнать больше про развитие личности, механизмы формирования психики, влияние на нее воспитания, а также об основах психотерапии в адлерианском подходе.
«Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа». Жан Лакан
Для тех, кто не боится по-настоящему трудного чтения — первая книга с записями семинаров, посвященных трудам Фрейда.
Вам был полезен материал? Поделитесь им: