нарративная психология

Нарративный подход:
стать автором своей истории

Рассказываем про нарративную психотерапию, которая помогает переписывать и переформулировать целые жизни.

Нарративный подход поможет вам стать автором своей истории, изучая принципы нарративной психологии.

Оглавление

Что такое нарративный подход?

Нарратив (от лат. narrare — рассказывать) — история или описание серии событий; определенный способ объяснения или понимания событий.
Определение Cambridge Dictionary (перевод с английского)
Нарративная терапия — метод, который позволяет отделить человека от его проблемы и выработать альтернативный взгляд на события, происходящие с ним.

Наши переживания становятся нашими историями. Мы придаем этим историям смысл, высоко ценим их, со временем они становятся частью нашей идентичности. Нарративная терапия использует силу историй, чтобы помочь людям сформулировать их истинные цели и ценности. При этом человек начинает чувствовать себя «рассказчиком», автором собственной жизни.
«Наибольшую ценность в нарративном подходе для меня представляет отношение к идентичности, которая рассматривается как изменяемая, выбираемая. Нарративная терапия ставит психолога в позицию не-эксперта, отдавая право на знание о себе клиенту. Позиция психолога здесь помогающая, соисследовательская, но ни в коем случае не интерпретирующая. В нарративном подходе проблему принято отделять от человека. Если, к примеру, в психодинамических подходах проблемы рассматриваются как нечто внутреннее, их корни ищут в ранних этапах развития, то в нарративном проблема и человек — разные сущности. Человек – это человек, а проблема – это проблема. Это называется экстернализацией. Когда проблему можно отделить, посмотреть на нее, понять как она влияет на жизнь, и как человек может влиять на нее, с ней гораздо легче работать».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии
Авторство нарративной терапии принадлежит Майклу Уайту и Дэвиду Эпстону, специалистам из Австралии и Новой Зеландии. Уайт занимался социальной работой и каждый день видел все те сложности социального характера, с которыми сталкиваются угнетенные группы. Его мысли занимало желание создать систему, которая поможет работать с целыми сообществами людей, угнетенных или испытывающих страдание. долго думал над тем, как им помочь. Встретив единомышленника в лице Эпстона, также талантливого молодого терапевта и ученого из Новой Зеландии. В конце 1970-х они были пионерами, продвигавшими системно-семейный подход в Австралии и Новой Зеландии. При этом они разрабатывали собственные идеи для будущего нового подхода.

Первая книга авторства Уайта и Эпстона Narrative Means to Therapeutic Ends, излагавшая основы нового нарративного подхода, вышла в 1990 году. В течение следующих 10 лет нарративная терапия завоевала популярность по всему миру – в том числе и благодаря запуску веб-сайта Narrative Approaches, который информировал о подходе людей по всему миру. Мировым центром нарративной терапии считается The Dulwich Centre в Австралии, основанный Уайтом.

Нарративный подход: справка

«Истоки нарративного подхода — в системной семейной терапии. Но она в большей степени ориентирована на процессы, происходящие внутри семьи. Уайт же вышел за границы семьи, стал смотреть на человека, как на элемент большой системы, всего общества, с которым он постоянно взаимодействует. Многие его идеи опираются на философию Мишеля Фуко – например, представления о роли власти в формировании мышления человека. В последние годы он изучал труды нашего отечественного психолога Льва Выготского, часть его теорий была привнесена в практику нарративного подхода.

Нарративная практика не представляется чем-то абстрактным, она имеет большую теоретическую базу, основана на психологических трудах и философских идеях. При этом Уайт и Эпстон сразу проверяли на практике те методы, которые разрабатывали.

Сегодня у представителей нарративного подхода нет официальной международной ассоциации, и все же специалисты по всему миру уделяют большое внимание общению в профессиональном сообществе, которое помогает развивать метод. Формирование сообществ является одной из его ключевых ценностей».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии

Сформулировать предпочитаемую историю

Одним из ключевых элементов нарративной методики является практика пересочинения: поиск уникального эпизода и создание предпочитаемой истории.

Наша идентичность выстраивается из историй, которые мы о себе рассказываем. Благодаря им мы понимаем, кто мы такие. Чтобы создать историю, мы должны осмыслить и описать конкретные события в нашей жизни. Те же самые события можно описать и другим образом. Например, в сказке про Красную Шапочку мы можем представить, что Красная Шапочка злая, а Волк – ее жертва. Мы можем сделать это, опираясь на те же самые факты.
нарративная практика в психологии
«Когда человек приходит с проблемной историей, все его события подчинены какой-то логике, смыслу, который является для него некомфортным. Возьмем девушку, она рассказывает: у меня затяжные проблемные отношения с мужчиной, они меня фрустрируют, ничего не получается, все плохо. Переписывая эту историю в процессе терапии, мы находим альтернативное, или предпочитаемое видение.

Например, история с молодым человеком — история не о крахе отношений и беспомощности, а о девушке, для которой важны близкие отношения и чувства, которая была готова инвестировать в них, бросать вызов проблемам. Это помогает поверить, что в будущем человек сможет реализовать то, что не удалось в силу разных обстоятельств сделать в прошлом. Это и есть предпочитаемая история.

Первым шагом к тому, чтобы сформулировать предпочитаемую историю, является поиск уникального эпизода. Уникальный эпизод – очевидный момент, который не вписывается в проблемную историю. Например, девушка вспоминает момент, когда она стала инициатором консультации у семейного терапевта, привела молодого человека к психологу вместо того, чтобы ввязываться с ним в ссору, а потом плакать по ночам. Она заняла активную позицию, решила что-то изменить.

Девушка переформулирует историю. Она понимает, что оставалась в отношениях не из-за собственной слабости, а потому, что это было ее ценностью – выстроить счастливую жизнь с любимым человеком.
Когда мы добираемся до уровня ценностей и до того, что человек делает исходя из этих ценностей, создается новая история. История о том, как он преодолевает проблему, и о том, что он может делать дальше, чтобы жить в соответствии со своими ценностями».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии

Ход сеанса и терапии

Как и в большинстве терапевтических подходов, примерный план появляется после первой сессии, когда выясняется запрос клиента. Нарративная терапия считается не очень длительной, для многих проблем хватает 10-20 сеансов.

Человек рассказывает о себе, о проблеме. Задачей является понять, что именно ему некомфортно и что он хочет изменить, затем отделить проблему от личности. Проблемой может быть идея, представление или симптом, недомогание. Дальше происходит изучение проблемы: как она влияет на человека, как человек влияет на нее, как он относится к происходящему.

Идея власти. Нарративный подход и меньшинства

Тема власти, доминирующих дискурсов и их влияния на отдельную личность – это контекст нарративной терапии, который так или иначе возникает на каждом сеансе. Какие общепринятые идеи существуют у вас в голове? Кому выгодно, чтобы вы так думали? Кто поддерживает эту идею? А кто стоит против этой идеи? Изучение контекста проблемы – одна из частей работы.
«Подход уделяет большое внимание проблеме власти: власти мнений, взглядов, доминирующих представлений, которые существуют в обществе. Большую работу он проводит с меньшинствами и маргинализируемыми сообществами. Доминирующие идеи очень мешают им жить. Они запирают их от собственной идентичности. Люди хотят определять себя определенным образом, но не могут, у них возникает внутренний конфликт в связи с тем, что это осуждается.

Тут видна диспропорция власти мнений: она принадлежит большинству, все мы находимся под влиянием сильных идей большинства. Те же представления можно найти в теме красоты. Много работы происходит с женщинами, многое связано с идеями феминизма. Подход сам по себе новый, поэтому он впитал в себя все актуальные социальные контексты».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии

Какие техники используются в терапии?

Тема власти, доминирующих дискурсов и их влияния на отдельную личность – это контекст нарративной терапии, который так или иначе возникает на каждом сеансе. Какие общепринятые идеи существуют у вас в голове? Кому выгодно, чтобы вы так думали? Кто поддерживает эту идею? А кто стоит против этой идеи? Изучение контекста проблемы – одна из частей работы.
  • Экстернализация

    Отделение проблемы от человека. Для этого используется экстернализирующий язык, проблема становится чем-то иным, отдельным. Как анорексия заставляет вас себя чувствовать? Когда она приходит? Что она делает? Что она приносит с собой? Тревогу, вину, самобичевание? О проблеме говорят, как о чем-то живом, обладающим намерениями, мотивами. При этом терапевт и клиент исследуют, как человек может взаимодействовать с этой проблемой.
  • Техника пересочинения

    В технике пересочинения важную роль играет уникальный эпизод, о котором мы рассказывали выше. Опираясь на ценности, выявленные через уникальный эпизод, историю переписывают с позиции того, что человеку важно, а не с позиции проблемы. Пересочинение укрепляет позицию авторства в клиенте, помогает ему почувствовать, что он управляет своей жизнью.
  • Техника деконструкции

    Техника деконструкции используется тогда, когда терапевт и клиент начинают говорить о доминирующих идеях. Они углубляются в историю, анализируют, как эта идея влияет на нее. Выделяют отношение человека: как он взаимодействует с этой идеей, нравится ли она ему, насколько она ему подходит, нравится ли ему то, как она влияет на его жизнь, его самочувствие, хочет ли он ее изменить, подкорректировать, а возможно, и вовсе выбрать другую идею, более подходящую ему.
  • Re-membering

    Важная техника — re-membering. Она связана с влиянием значимых других на нашу жизнь. Значимые люди становятся частью идентичности и часто говорят своими голосами в нашей голове (вспомните фразы наподобие «как говорила моя бабуля»). Мы складываемся из множества и множества людей, которые когда-то на нас повлияли, и они находятся в некоем клубе, который мы сами для них создали. Мы можем исключать их из этого клуба, приглашать обратно в клуб, можем увеличивать или уменьшать их влияние.
«Ре-мемберинг часто используется в ситуации переживания утраты и горевания. В отличие от доминирующего представления о том, что надо отпустить ушедшего человека, мы с клиентом как будто снова говорим ему "здравствуй". Подкрепляем то, что было в этой связи. Выясняем, какие у них были отношения, что близкий для него сделал, какими глазами смотрел на него, и наоборот: что человек сделал для близкого, каким он чувствовал себя рядом с ним. В процессе этого обсуждения мы находим ту часть, которая была взрощена тем, кто ушел, внутри человека, и которая до сих пор находится там. Происходит символическое объединение с тем, которого он утратил».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии

С какими проблемами стоит обращаться?

«У метода нет ограничений по тому, с какими запросами работать. Мы работаем со всем, кроме большой психиатрии. В сложных случаях – совместно с врачом и при поддерживающей медикаментозной терапии. Нарративная терапия в значительной степени направлена на работу со смыслами и ценностями, будучи когнитивной дисциплиной, и в меньшей – на эмоции.

Человек приходит в эмоционально сфокусированные подходы (такие как гештальт или психодрама), чтобы прожить эмоции, которые на него давят. В нарративном же подходе нужно разбираться в установках, в массиве установок, идей и представлений, которые влияют на клиента. Нужно вычленять ценности и быть готовым говорить о них. Подобная работа доступна практически всем, вопрос в намерении. Если хочется выразить свои эмоции, лучше идти к гештальт-терапевту. Если хочется говорить про детство и услышать интерпретации – это психоанализ. Если же они готовы заниматься раскруткой идей и прочей работой ума – то стоит идти к нарративному терапевту».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии

Миф или правда: в нарративном подходе нужно все время писать?

«Это очень индивидуальный момент. Есть большое количество письменных практик, которые довольно активно применяются специалистами. Обычно мы отпускаем клиентов с вопросами, которые не успели обсудить, идеями, над которыми можно подумать, и на следующей консультации возвращаемся к ним. Можем попросить понаблюдать за ценностью или за идеей, которую обсуждали. При этом насчет необходимости письменных практик нет строгого правила, все решается индивидуально».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии

Каких результатов можно достичь?

По итогу курса нарративной терапии человек удостоверяется в том, что он способен иметь дело со своей жизнью, управлять ей. Он не является заложником проблем, а руководит их разрешением. Он начинает с вниманием относиться к тому, что приходит в информационном поле, к идеям, которые на него влияют, лучше понимает мотивы собственных поступков и соотносит их со своими ценностями.

Безусловно, основной задачей каждого курса является реализация запроса, сформулированного на первой сессии. Что делать после окончания университета? Как строить отношения? Терапевт и клиент находят необходимые ответы благодаря обновленному нарративу. Если основной запрос клиента — высокая тревожность или сниженное настроение, основным (но не единственным) результатом будет избавление или значительное уменьшение частоты и интенсивности этих симптомов.
нарративный метод исследования

Случай из практики

«Девушка 25 лет обратилась с высокой тревожностью, страхом смерти, агорафобией и неуверенностью в себе. На первой встрече клиентка рассказала, что в возрасте 17 лет она потеряла дедушку, и через некоторое время после этого у нее появились страхи. Сейчас она живет с родителями, окончила университет и работает по специальности. Работа ей нравится, но она сильно устает. К 25 годам у нее не было длительных отношений, из-за этого она чувствует себя неуверенно. Она задает себе вопросы: «что со мной не так?», «способна ли я на серьезные отношения?». Она тревожится за жизнь близких (особенно когда кто-то долго не отвечает по телефону, едет за рулем долгое время), боится ездить в общественном транспорте и большом скоплении людей (дискомфорт, учащенное сердцебиение, мысли о том, что может случиться теракт).

На первой встрече клиентка сформулировала свои запросы: избавиться от высокой тревожности, страха смерти, стать более уверенной в себе и готовой к отношениям.

На второй встрече состоялась беседа о страхе смерти и потере дедушки. Благодаря технике re-membering стало понятно, что дедушка занимал значимое место в жизни клиентки, давал ей много любви, хвалил и делал комплименты. Рядом с ним она чувствовала себя уверенно, и его поддержка очень помогала ей. Она же дарила ему много радости и уважения. Эти отношения помогли ей стать той, кто она есть, выбрать специальность, понять ценность семьи и доверия в отношениях, научиться справляться с трудностями.

После разговора о дедушке клиентка восстановила контакт с этим опытом отношений и на неделе чувствовала себя лучше. Тревога немного уменьшилась. В следующие несколько встреч мы исследовали влияние тревоги на жизнь клиентки и то, как она противостоит ей (экстернализация). Оказывается, тревога приходит, когда клиентка ощущает себя счастливой и радуется жизни. Тревога как бы предупреждает: «все не вечно, будь осторожна!». В ответ клиентка может сказать ей: «Да, ты права это все не вечно, но если я не буду радоваться жизни, то и не смогу ее ощутить во всей полноте. То, что ты приходишь, говорит о том, что для меня важна мои жизнь и мои близкие, но тебя слишком много». К этому разговору она может пригласить ту детскую часть себя, которая ощущала себя хорошо и безопасно, которая могла находиться в моменте. Сближаясь с этой частью клиентке становится спокойнее.

После проработки взаимоотношений с тревогой состояние клиентки значительно улучшилось. В те моменты, когда тревога все-таки приходила, ей удавалось быстро от нее избавиться. Однако осталась неразрешенной другая часть запроса – отношения.

Оказалось, что на клиентку влияет много различных идей про отношения. «К 25 уже должен быть опыт длительных отношений», «после 30 ты уже никому не будешь интересна, мужчинам нравятся молодые», «женщина без мужчины считается неполноценной». Проанализировав, как влияют эти идеи на жизнь клиентки (деконструкция) и подходит ли ей это влияние, она выяснила, что не разделяет эти убеждения. Ей не нравится то, что они заставляют чувствовать себя неуверенно. По ее словам, эти идеи были выгодны патриархальному обществу, они помогали ему поддерживать господствовавший сотнями лет уклад. Сейчас они отходят на задний план. Клиентка решила, что сейчас будет отдавать свое время и энергию профессии и карьерному росту, поскольку ей важно уверенно стоять на ногах, реализовать себя и заводить семью, будучи зрелым и самостоятельным человеком. Ее определенно поддержал бы в этом ее дедушка. Он всегда подкреплял ее уверенность в себе и правильность ее жизненных выборов.

За 12 встреч нам удалось ослабить влияние тревоги на жизнь клиентки, она научилась вступать с ней в диалог, использовать мыслительные и поведенческие техники работы с ней. Клиентка стала больше радоваться. Ей удалось почувствовать себя более уверенно в сфере отношений, завести аккаунт в тиндере, начать ходить на свидания. Она нашла поддержку в лице подруги, которая тоже была без партнера. Вместе девушки стали больше выбираться в люди, вести активную социальную жизнь. Она часто вспоминает дедушку, представляет, чтобы он ей сказал в той или иной ситуации. При этом ее наполняют теплые чувства с нотой грусти. Иногда она начинает волноваться, когда папа долго не берет трубку, но быстро понимает, что бывают разные ситуации, и он может быть просто занят».
Екатерина Осина, клинический психолог, специалист по нарративной терапии

Что почитать?

Книга «Письменная практика "16 Тем"». Дарья Кутузова
«Письменная практика "16 Тем"».
Дарья Кутузова
Практическое пособие психолога Дарьи Кутузовой предлагает познакомиться с нарративными практиками самостоятельно, выполнив в течение месяца 16 письменных заданий. Благодаря книге вы сможете взглянуть на разные аспекты своей жизни с новой стороны.
Вам был полезен материал? Поделитесь им: