Общие сведения
Аноним
17.08.2025
Что нужно знать о РАС сейчас?
Вопрос от читателя
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нейроразвития, которое влияет на то, как люди взаимодействуют с другими, общаются, учатся и ведут себя в жизненных ситуациях. Хотя аутизм можно диагностировать в любом возрасте, его называют «нарушением развития», поскольку симптомы обычно появляются в первые два года жизни.

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-5: справочнику, созданному Американской психиатрической ассоциацией и используемому медицинскими работниками для диагностики психических расстройств), у людей с РАС часто наблюдаются:
  • трудности в общении и взаимодействии с другими людьми;
  • ограниченные интересы и повторяющееся поведение;
  • симптомы, которые влияют на их способность функционировать в школе, на работе и в других сферах жизни.

Аутизм в настоящий момент рассматривается как спектр расстройств, поскольку существуют большие различия в типах и тяжести симптомов, в которых может проявляться это расстройство.
РАС может быть диагностирован у людей любого пола, расы, этнической принадлежности и экономического статуса. Хотя РАС сохраняется на протяжении всей жизни, психологическая помощь и социальная адаптация могут снизить выраженность симптомов и улучшить качество жизни людей с этим расстройством.  
Осведомленность педиатрического сообщества о симптомах имеет первостепенное значение для ранней диагностики и начала лечения этого расстройства. Например, Американская академия педиатрии рекомендует всем детям проходить обследование на аутизм.
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
19.08.2025
Другие вопросы:
Задайте свой вопрос психологу Alter!
Здесь вы можете получить помощь анонимно и бесплатно
Признаки
Аноним
11.03.2025
Каковы признаки и симптомы РАС?
Вопрос от читателя
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Ниже я хотел бы поделиться некоторыми примерами распространенных типов поведения у людей с диагнозом РАС.

Поведение в социальном общении/взаимодействии может включать в себя:
  • Небольшой или непостоянный зрительный контакт
  • Человек делает вид, что не смотрит и не слушает говорящих вокруг людей
  • Нечастое разделение интересов, совместное проживание эмоций или получение удовольствия от занятий с окружающими людьми
  • Человек не реагирует или медленно реагирует на свое имя или на другие словесные запросы со стороны окружающих людей
  • Испытывает трудности с возвратом и продолжением разговора
  • Часто долго говорит о любимой теме, не замечая, что другим это не интересно, или не давая другим возможности ответить
  • Выражение мимики, движений и жестов не соответствует вербальному выражению и контексту
  • Обладает необычным тоном голоса, который может звучать как нараспев, так и плоско, «как у робота»
  • Проблемы с пониманием точки зрения другого человека или неспособность предсказать или понять действия других людей
  • Трудности с адаптацией поведения к социальным ситуациям
  • Трудности в творческой деятельности, спонтанности, игре или в поиске друзей

Ограничительное/повторяющееся поведение может включать:
  • Повторение определенного поведения или необычное поведение: например, повторение слов или фраз (поведение, называемое в психиатрии эхолалией)
  • Наличие постоянного интенсивного интереса к конкретным темам, таким как цифры, детали или факты
  • Проявление чрезмерно сфокусированных интересов: например, с движущимися объектами или частями объектов, специальных интересов во взрослой жизни — это могут быть определенные узкие области знания в науке, технике и т. д.
  • Люди с РАС часто расстраиваются из-за небольших изменений в распорядке дня и испытывают трудности с переходами к новым стереотипам поведения (питание, уход за собой, расстановка предметов), параметрам окружающей среды (освещенность, влажность, температурный режим)
  • Люди с РАС могут быть более чувствительными или менее чувствительными, чем другие люди, к сенсорным воздействиям, таким как свет, звук, одежда, вкус или температура

Люди с РАС также могут испытывать проблемы со сном и раздражительность. Люди в спектре аутизма также могут иметь много сильных сторон, повышающих их эффективность в определенной деятельности, в том числе:
  • Быть способными изучать вещи в мельчайших деталях и запоминать информацию с энциклопедической точностью
  • Быть одаренными со стороны изучения и использования зрительной или слуховой информации
  • Иметь феноменальное превосходство в математике, науке, музыке или искусстве
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
27.04.2025
Другие вопросы:
Причины и факторы риска
Аноним
22.05.2025
Каковы этиологические причины и факторы риска развития РАС?
Вопрос от читателя
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Пока наука точно не знает основные причины возникновения РАС, но исследования показывают, что генетический фактор имеет первостепенное значение. Разумеется, к РАС, как и к другим расстройствам, применима биопсихосоциальная модель, поэтому гены через эпигенетические факторы могут взаимодействовать с аспектами окружающей среды, влияя на индивидуальное развитие таким образом, что это приводит к РАС. Некоторые факторы, достоверно доказанные в ряде исследований, связаны с повышенной вероятностью развития РАС, включают:

  • Наличие сиблинга с РАС
  • Пожилые родители
  • Наличие определенных генетических заболеваний (таких как синдром Дауна или синдром ломкой Х-хромосомы)
  • Низкий вес при рождении
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
Другие вопросы:
28.07.2025
Мифы про РАС
Аноним
20.02.2025
Какие мифы про РАС были самыми распространенными в XX веке? А какие самые распространенные сейчас?
Вопрос от читателя
19.05.2025
В 20 веке самые распространенные мифы про РАС были такими:

1. Аутизм — редкое заболевание. В 20 веке аутизм часто считался очень редким заболеванием, которым страдают лишь немногие дети. Однако текущие оценки показывают, что в США РАС поражает примерно 1 из 54 детей и 1 из 27 мальчиков (CDC, 2020).

2. Дети, страдающие аутизмом, умственно отсталые. Этот миф возник из ранних заблуждений о том, что аутизм является формой умственной отсталости. Хотя некоторые люди с РАС могут иметь интеллектуальные нарушения, но у большинства их нет. Более того, часто формальный интеллект людей с РАС может превосходить средние показатели в популяции. Аутизм — это расстройство нейроразвития, которое в первую очередь влияет на социальное общение и поведение (APA, 2013).

3. Дети с аутизмом вырастают из этого. Когда-то существовало мнение, что дети с аутизмом в конечном итоге перерастут свои симптомы с возрастом. Однако исследования показали, что аутизм является пожизненным заболеванием, и людям с РАС требуется постоянная поддержка и приспособление к среде на протяжении всей жизни (APA, 2013).

4. Аутистам не хватает эмоций. Этот миф связан с тем, что люди с РАС могут выражать эмоции иначе, чем нейротипичные люди. Они могут не проявлять эмоциональные реакции так же и не так часто, как другие, но это не значит, что они не чувствуют эмоций (APA, 2013).

5. Аутичные люди не могут строить отношения. Хотя установление отношений может быть трудным для некоторых людей с РАС из-за трудностей в социальном общении, многие из них способны формировать глубокие и значимые отношения при соответствующей поддержке и адаптации (APA, 2013).

6. Причиной аутизма является плохое воспитание. Этот миф существует десятилетиями, несмотря на неопровержимые научные доказательства обратного. Аутизм не вызван плохим воспитанием; скорее, это расстройство нервного развития, которое возникает во время развития плода или в раннем детстве (APA, 2013).

7. Существует только один тип аутизма. Аутизм на самом деле является расстройством спектра, то есть он влияет на людей по-разному и в разной степени. Некоторые люди могут быть невербальными и иметь значительные интеллектуальные нарушения, в то время как другие могут быть очень умными и способны маскировать свои симптомы (CDC, 2020).

8. РАС можно вылечить. В настоящее время лекарства от аутизма не существует; однако раннее психологическое вмешательство и соответствующая поддержка могут помочь людям с РАС полностью раскрыть свой потенциал (APA, 2013).

9. РАС — это всего лишь этап развития или поведение, направленное на поиск внимания. Аутизм — это состояние, которое сохраняется на протяжении всей жизни, требующее постоянной поддержки и приспособлений (APA, 2013).

В 21 веке перечень мифов пополнился еще одним:

1. Вакцины вызывают аутизм. Обширные исследования опровергли утверждение о том, что вакцины вызывают аутизм. Идея возникла из мошеннического исследования, опубликованного в 1998 году, которое с тех пор было отозвано из-за многочисленных этических нарушений и манипуляций с данными. Центры по контролю и профилактике заболеваний заявляют, что «вакцины не вызывают аутизм». Вероятность статистической достоверности этих данных: 99%.
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
Другие вопросы:
Отношение к людям с РАС
Аноним
29.03.2025
Как различается подход обычных людей (не врачей) к общению с людьми с РАС среди людей из России и других стран (Европа, США, возможно страны из Азии/Африки)?
Вопрос от читателя
Подход обычных людей, не являющихся врачами, к общению с людьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) может различаться в разных странах из-за культурных различий, социальных норм и уровня осведомленности о РАС. В России, как и в некоторых других странах Европы, Азии и Африки могут существовать определенные социальные предубеждения или проблемы во взаимодействии с людьми с РАС по сравнению с США и другими европейскими странами.

В России наблюдается недостаточная осведомленность и понимание проблемы РАС не только среди профессионального сообщества (врачей, психологов, социальных работников), но и среди населения в целом, что часто приводит к неправильным представлениям и стигматизации людей с РАС. Эта недостаточная осведомленность часто влияет на то, как обычные люди общаются с людьми с РАС. Кроме того, культурные факторы, такие как отношение к инвалидам и социальные нормы общения с отличными группами людей, часто негативно влияют на взаимодействие между нейротипичными людьми и людьми с РАС в нашем обществе.

С другой стороны, в таких странах, как США и некоторые европейские страны, где, как правило, более высокая осведомленность о РАС и больше экономических, медицинских и социальных ресурсов доступно для людей с РАС, подход обычных людей к общению с людьми в спектре аутизма может быть более информированным и вежливым. В этих регионах может наблюдаться большая толерантность, признание и понимание индивидуальных различий в стилях общения и поведении.

В странах Азии и Африки подход к общению с людьми с РАС также может сильно различаться в зависимости от культурных убеждений, доступа к ресурсам и уровня осведомленности о РАС внутри сообщества. В некоторых культурах могут существовать традиционные верования или практики, которые определяют то, как люди с ограниченными возможностями воспринимаются и обращаются с ними, что может негативно повлиять на взаимодействие с людьми с аутистическим спектром.

Перед нами стоит ответственная задача по проведению образовательной и просветительской работы как среди профессионального сообщества, так и среди населения в целом.
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
Другие вопросы:
Диагноз РАС
Аноним
18.02.2025
Почему еще недавно (вот буквально 10 лет назад) получить диагноз РАС, например, для ребенка, было страшно, а сейчас люди с упоением смотрят тик-токи об этом, ставят себе этот диагноз сами и прямо стремятся получить подтверждение у психиатра?
Вопрос от читателя
До недавнего времени постановка диагноза «расстройство аутистического спектра» (РАС) пугало из-за стигматизации этого диагноза и отсутствия поддержки и понимания окружающими этого расстройства. Однако в последние годы произошел положительный сдвиг в отношении общества к РАС, что привело к повышению осведомленности, принятия и даже энтузиазму в том, чтобы формализовать диагностику этого расстройства. Эти кардинальные изменения в самоидентификации нейроотличных людей можно объяснить несколькими факторами:

1. Повышение осведомленности и образования. За последнее десятилетие произошел значительный рост осведомленности и образования по вопросам РАС. Это привело к лучшему пониманию этого заболевания среди широкой общественности, уменьшению связанного с ним страха и стигмы.

2. Достижения в исследованиях и лечении. Достижения в исследованиях позволили получить ценную информацию о причинах и лечении РАС. Имея больше информации, люди имеют больше возможностей обратиться за помощью и поддержкой для себя или своих близких.

3. Репрезентация в СМИ. Представление людей с РАС в средствах массовой информации и массовой культуре сыграло решающую роль в изменении восприятия. Позитивные представления в СМИ людей с РАС, а также участившиеся самораскрытие знаменитостей (например, Илон Маск) помогают нормализовать отношение к этому диагнозу и способствовать его принятию.

4. Интернет-сообщества и социальные сети. Рост онлайн-сообществ и платформ социальных сетей позволил людям с РАС и их семьям общаться с другими людьми, сталкивающимися с аналогичными проблемами. Это чувство поддержки сообщества дало людям возможность принять свой диагноз и обратиться за подтверждением к медицинским работникам.

5. Расширение прав и возможностей посредством самоидентификации. С ростом осведомленности и доступа к информации некоторые люди стремятся идентифицировать себя как страдающих РАС. Это позволяет им получать подтверждение своего диагноза от медицинских работников и в дальнейшем лучше понимать себя, а также получать доступ к соответствующим ресурсам для поддержки: квалифицированной медицинской, социальной и психологической помощи.
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
Другие вопросы:
Популяризация РАС
Аноним
02.02.2025
Как популяризация диагноза влияет на восприятие РАС в обществе: позитивно (дестигматизация) или негативно (размытие реальной повестки и непонимание симптомов)?
Вопрос от читателя
Популяризация РАС оказала как положительное, так и отрицательное влияние на восприятие РАС в обществе. С одной стороны, повышение осведомленности и понимания РАС привело к большему принятию и поддержке людей с РАС, способствуя дестигматизации. Это помогло повысить инклюзивность и сочувствие к людям с РАС, что привело к улучшению доступа к медицинским, психологическим, социальным ресурсам и услугам, которые теперь имеют возможность улучшить свое качество жизни.

С другой стороны, популяризация диагноза также привела к таким проблемам, как размытие реальной повестки дня и неправильное понимание симптомов, связанных с РАС. По мере того, как РАС становится более широко признанным, существует риск чрезмерного упрощения или искажения этого расстройства в основных средствах массовой информации или популярной культуре. Это может привести к возникновению устойчивых негативных стереотипов или неправильных представлений о людях с РАС, что потенциально может обесценить усилия общественных организаций и профессионального сообщества по обеспечению объективного восприятия РАС в глазах мирового сообщества. Кроме того, гипердиагностика этого расстройства так же может оказаться травмирующим опытом.

В целом, хотя повышение осведомленности о РАС может быть полезным для содействия пониманию и принятию, обществу важно поддерживать тонкое и точное понимание этого расстройства, чтобы гарантировать, что люди с РАС получают поддержку и уважение, которых они заслуживают.
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
Другие вопросы:
Разговорная терапия РАС
Аноним
12.06.2025
Как именно разговорная психотерапия может помочь при диагнозе? В чем специфика этой работы? И нужна ли она вообще?
Вопрос от читателя
Вот как разговорная терапия может помочь при РАС:

1. Развитие коммуникативных навыков. Разговорная терапия (психотерапия или консультирование) может быть полезна для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), потому что помогает им развивать и улучшать свои коммуникативные навыки. Терапевты работают с людьми с РАС, чтобы улучшить их способность выражать свои мысли вербально, понимать социальные сигналы и участвовать в содержательных разговорах, помогающих укрепить связь с другими людьми.

2. Эмоциональная регуляция. Разговорная терапия также может помочь людям с РАС эффективно управлять своими эмоциями. Терапевты предлагают стратегии, методы и навыки, которые помогают людям распознавать и регулировать свои эмоции, уменьшая уровень тревоги, гнева, что приводит к снижению уровня психоэмоционального стресса и частоты эмоциональных срывов, обычно связанных с РАС.

3. Решение поведенческих проблем. С помощью разговорной терапии люди с РАС могут работать над решением поведенческих проблем, таких как повторяющееся поведение, сенсорная чувствительность, трудности с адаптацией к изменениям в распорядке дня, распознавать и предотвращать срывы (meltdown) и отключения (shutdown). Терапевты помогают людям разработать механизмы и стратегии преодоления трудностей, позволяющие более эффективно справляться с этими проблемами.

4. Повышение самосознания. Разговорная терапия может способствовать повышению самосознания людей с РАС — она помогает им понять свои сильные и слабые стороны, предпочтения и триггеры. Такое самосознание может дать людям возможность защищать себя, ставить цели и принимать эффективные решения в своей жизни.

Хотя разговорная терапия может принести значительную пользу людям с РАС подтверждение ее эффективности требует проведения дополнительных исследований. Некоторые люди с РАС могут получить большую пользу от разговорной терапии, адаптированной к их конкретным потребностям и целям, в то время как другие могут найти более полезными другие формы самоподдержки, например, самообразование и самораскрытие.

Для лиц, осуществляющих уход за людьми с тяжелыми формами РАС, и медицинских работников крайне важно оценить уникальные потребности и предпочтения каждого человека при рассмотрении целесообразности разговорной терапии как части комплексного плана реабилитации. Сотрудничество с многопрофильной командой, в которую могут входить логопеды, эрготерапевты, поведенческие терапевты и психиатры, может обеспечить комплексный подход в поддержке, психологической помощи и полноценном раскрытии потенциала людей с РАС.
Психолог КПТ,
DBT/ДПТ, Схематерапия
10 лет опыта
Ответ психолога
Анастасия Черткова, клинический директор Alter
Вместе сформулируем запрос и подберем метод терапии
Цена: 990 рублей
Консультация с экспертом Alter
Пройдите диагностическую сессию
Онлайн + Видео-звонок
30 мин