6 минут на чтение
Сохранять и поддерживать здоровый микроклимат в коллективе бывает непросто. Особенно в ситуации кризиса, когда тревога, стресс, усталость и потерянность ставят под угрозу и личные отношения, и показатели компании. Как помочь себе и поддержать команду? Что делать, если ощущение беспомощности мешает работать и жить? Собрали гайд с рекомендациями для руководителей, HR-менеджеров и сотрудников.

Что делать во время кризиса? Советы руководителям

  1. Поддерживайте work-life balance сотрудников. В условиях хронического стресса особенно важно поддерживать ресурсы организма. Отдых, прогулки на свежем воздухе или тренировки в зале — напоминайте сотрудникам об их необходимости. 
  2. Активизируйте эмпатию. Обращайте внимание на эмоциональное состояние людей, старайтесь посмотреть на ситуацию их глазами. Сочувствие и поддержка со стороны руководства способствуют росту доверия к лидеру и укрепляют его авторитет.
  3. Не избегайте диалога. Быть лидером — значит принимать решения и нести ответственность. Не только за бизнес-показатели, но и за состояние команды. В моменты повышенного напряжения лучшая стратегия для руководителя — прозрачная коммуникация и поддерживающая обратная связь. Общайтесь с коллегами лично, предлагайте им задавать вопросы. Если вы не можете ответить, лучше признаться в этом честно, не давая ложных обещаний или надежд. 
  4. Поддерживайте связь внутри команды. Не бойтесь открыто говорить о своих переживаниях. Важно показать сотрудникам, что вы в одной лодке. Напомните о ценностях компании, ваших общих достижениях, проектах и даже ошибках! Если вы уже через столько прошли вместе, разве стоит опускать руки? 
  5. Сконцентрируйте внимание на конкретных целях. Держите фокус на том, что можете контролировать. Составьте четкие брифы с целями и планами. Старайтесь вовлечь сотрудников в командную работу. Устраивайте обсуждения и брейнштормы. Поддерживающая креативная среда — это лучшая платформа для новых идей и быстрого решения задач. 
  6. Подумайте об эффективных способах поддержки. Кризис сказывается на множестве факторов — от настроения сотрудников до их KPI. Он усугубляет существующие проблемы и загоняет людей в тупик, из которого многие не видят правильного выхода. Поговорите с лидами и HR-менеджером, попросите их оценить состояние персонала. Возможно, самое надежное и быстрое решение — подключить сервис корпоративной психотерапии. В штате Alter 1200+ специалистов. И они знают, как вернуть сотрудникам внутреннюю искру!

Как поддержать команду? Рекомендации для HR-менеджера

HR-специалистам важно создать устойчивую почву под ногами. В этом вам помогут 3 механизма: ощущение сплоченности, поддержание трудоспособности и переключение внимания. 

Как этого можно достичь?

  1. Соберите обратную связь. Узнайте у сотрудников, какие способы поддержки им кажутся наиболее полезными и эффективными. Что их беспокоит? Чего им не хватает? Поговорите о страхах и сомнениях. 
  2. Оцените внутреннее состояние каждого члена команды. Хорошее физическое и психологическое самочувствие сотрудников — главный ресурс бизнеса. Поэтому отмечайте, как себя ведут коллеги. Нет ли у них симптомов выгорания? Возможно, кому-то требуется «перезагрузка» или дополнительный выходной. Используйте опросник от Alter: он создан по критериям ВОЗ и о ментальном здоровье и поможет оценить состояние команды. Запросить его можно тут!
  3. Проведите тимбилдинг. Совместный досуг поможет отдохнуть от бесконечного решения проблем и провести время друг с другом. Организуйте мероприятие, нацеленное на сплочение. Это может быть поход в музей или лекторий, выезд на природу и даже обмен помощью. 
  4. Организуйте тренинг или воркшоп. Еще один способ поддержки — обучающее мероприятие. Это может быть тренинг по работе со стрессом, тревожностью или выгоранием. По этим темам эксперты Alter проводят вебинары для сотрудников. Психологи разбирают конкретные вопросы участников и делятся практическими инструментами по самопомощи. 
  5. Внедрите полезные привычки в офисную рутину. Предложите коллегам делать перерыв для дыхательной практики или антистресс-зарядке. Если вам кажется, что на прямые предложения подышать квадратом или заземлиться большая часть команды отреагирует скептически, попробуйте нативно продвигать способы самоподдержки. Например, с помощью гайдов или рассылок. Alter регулярно делает полезные рассылки для наших клиентов. В них мы делаем акцент на практические инструменты и упражнения по самопомощи. 
  6. Позаботьтесь о ментальном состоянии команды. В кризисные моменты отношения в коллективе часто трещат по швам. Из-за тревожности и отсутствия горизонта планирования многие сотрудники чувствуют себя потерянными. Они становятся менее продуктивными, более уставшими и агрессивными. Попробуйте обратиться за помощью к коучу, бизнес-психологу или подключить программы по заботе о ментальном здоровье. Например, специалисты Alter разработали 4 формата психотерапии для бизнеса: индивидуальные сессии, личный чат с психологом, вебинары и коучинг. С 2020 года 300+ компаний доверили нам заботу о своих сотрудниках и мы знаем, что каждая команда уникальна и требует особого подхода. 

Как позаботиться о себе? Советы сотрудникам

Эти рекомендации направлены на самопомощь и заботу о себе.

Вы можете использовать их самостоятельно и поделиться ими с командой!

  1. Найдите устойчивую мотивацию. Оказавшись в зоне турбулентности, как никогда важно обратиться вглубь себя. Постарайтесь понять свои настоящие потребности и ценности. Что поддерживает вас? Что заставляет двигаться дальше? Ваши внутренние ориентиры помогут вам не терять мотивацию и качественно выполнять свою работу. 
  2. Не позволяйте стрессу разрушить вас. В условиях хронического стресса пропадает аппетит, сон, падает иммунитет. Но именно полноценный отдых и питание с необходимым количеством нутриентов поддержат тело и разум. Помогите организму преодолеть трудности наиболее мягко. 
  3. Делитесь своим самочувствием. Не скрывайте эмоции и переживания. Обязательно проговорите их руководителю или HR-менеджеру. Если вы чувствуете, что ваше состояние не позволяет вам работать, попросите day off. 
  4. Отключайтесь от тревожных мыслей. Это можно сделать с помощью физической нагрузки, танцев, упражнений по мелкой моторики — любого занятия, которое сконцентрирует на себе ваше внимание.  
  5. Не отказывайтесь от помощи. Кажется, если мы признаемся, что что-то не в порядке, то покажем свою слабость. На самом деле, заметить проблему и решиться над ней работать — это уже большой шаг. Не пренебрегайте поддержкой коллег или близких. А если вам кажется, что самостоятельно не справляетесь — обратитесь за профессиональной помощью. 

Как предложить поддержку коллегам?

С детства мы слышали, что добро начинается с малого и что помогать легко. Но как экологично предложить помощь коллегам?

  1. Оцените собственное состояние. Если вы чувствуете, что ваших ресурсов не так много, не стоит изнурять себя. 
  2. Спросите, чем именно вы можете помочь. Поинтересуйтесь у человека, что вы можете сделать. Ведь кому-то важно просто услышать ободряющие слова, а кому-то захочется высказаться самому. 
  3. Поделитесь универсальными способами поддержки. Мы все разные, и ключи к нашему спокойствию разные. Но есть несколько универсальных советов. Например, дыхательные практики, медитации и йога помогают снизить тревожность. А физическая активность снижает риск депрессии
  4. Будьте аккуратны со словами. Есть универсальные способы поддержки, но универсальных фраз нет. Прежде всего, ориентируйтесь на ситуацию и поведение человека. А если не уверены, что можете правильно сформулировать свои переживания — признайтесь в этом! Поверьте, многим важно услышать что-то вроде: «Я не знаю, что сказать. Но я хочу поддержать тебя, я за тебя переживаю». 

Мы подготовили рекомендации для руководителей, сотрудников и HR. Они помогут вам поддерживать ментальный баланс коллектива и напомнить о ценности взаимной заботы. Если справиться со стрессом сотрудников не получается, попробуйте начать с оценки команды, проведите психологический тренинг или подключите психотерапию! А мы будем рядом на каждом этапе.

Поддержать себя и команду с помощью Alter!

Поделиться постом