Что такое work-life balance?
Раньше об отдыхе сотрудников и их личной жизни думали крайне мало. По сути, о праве на отдых и нормированном рабочем дне заговорили только с появлением профсоюзов во второй половине XIX века. Например, в 1866 году в Америке появилось объединение «Рыцари труда», которое активно освещало проблемы переработок. А в России закон о восьмичасовом рабочем был принят после революции 1917-го года. До этого момента люди работали по 10-14 часов в сутки.
Само понятие Work-life balance появилось только в 1980-ых годах. Эта концепция предполагает гармонию между временем, которое человек тратит на профессиональные обязанности, и временем, которое он уделяет личной жизни, отдыху и интересам.
Как применять work-life balance?
Work-life balance можно назвать стратегией, позволяющей наладить корпоративные процессы. Ее стали активно использовать в эпоху индустриализации. В то время крупные предприятия осознали, что переработки и перенапряжение сотрудников негативно сказываются на их здоровье и производительности. И, учитывая опыт предыдущих кризисов, начали принимать решительные шаги по улучшению качества жизни персонала.
Примеры компаний, внедривших work-life balance
Одной из первых организаций, включивших work-life balance в корпоративную культуру, стала мировая фармацевтическая компания Johnson & Johnson. В 1990-м году руководство предприятия предложило сотрудникам возможность гибкого графика и оплачиваемого отпуска по уходу за здоровьем ребенка. Эти меры были направлены на снижение стресса, связанного с высокой нагрузкой на работе.
Баланс между работой и личной жизнью — это ключевой критерий внутренней политики Google. Например, в 2015 году Эрик Шмидт, отвечая на вопросы про гонку на рынке, сказал: «Google решили, что баланс между работой и личной жизнью – важнее победы». И как показывает время, такой подход привел компанию к еще большему успеху.
Важность work-life balance признают и на уровне международных организаций. С начала 2000-ых в странах Европейского Союза был принят ряд директив, способствующих балансу работы и личной жизни. Например, во Франции и Германии были внедрены законы, регулирующие рабочее время, отпуск и право на гибкий график. А в Швеции ввели правило, которое позволяет сотрудникам выбирать время для работы в зависимости от их личных потребностей.
Способы поддержания work-life balance сотрудников:
- отсутствие переработок;
- уважение к личному времени;
- программы по предотвращению выгорания;
- поддержка здоровья;
- корпоративная психотерапия;
- тренинги по релаксации;
- стресс-менеджмент.
Инструменты саморегуляции
С помощью тренингов, гайдов или полезных рассылок вы можете помочь команде настроить жизненный баланс. Для этого познакомьте сотрудников с инструментами саморегуляции. Например, расскажите им про концепции work-life balance и work-life blend и предложите создать колесо баланса.
Концепция work-life blend
Work-life balance — это равновесие между личной жизнью и карьерой, когда работа и быт четко разделены. А work-life blend предполагает распределение профессиональных и домашних дел в течение всего дня. Такой подход к графику позволяет работать в своё продуктивное время и самостоятельно управлять временем.
Work-life balance | Work-life blend |
Заполнен ежедневник на каждый день. Для перекусов есть отдельные графы. | Бранч и созвон друг другу не мешают. |
Рабочий день строго 9 часов | Рабочий день определяется самоощущением и настроением. Вчера он длился до 15:00, сегодня до 22:45 |
Встречи с друзьями по субботам, йога по средам и пятницам. Каждый день забит слотами | Вносить правки можно и из аэропорта. Если рядом нет ноутбука, подойдет телефон |
Философия work-life blend хорошо подходит тем, кто умеет фокусироваться на делах и ладит с самодисциплиной. В противном случае, есть риск попасть в петлю из переработок и прокрастинации.
Колесо жизни
Колесо жизни или баланса — это диагностический инструмент, который можно использовать самостоятельно. Обычно колесо делится на 8 секторов. Каждый из них отвечает за жизненную сферу. Предложите сотрудникам заполнить деления своими представлениями о каждом секторе. Это поможет им обратить внимание на недостатки и понять, что хочется улучшить.
Work-life balance против стресса и выгорания
С появлением электронной почты, телефонов и ноутбуков рабочие задачи стали чаще вторгаться в личное пространство. Возможность быть на связи с сотрудниками 24/7 сформировало у многих работодателей представление, что доступность и мобильность — это синонимы вовлеченности и профессионализма.
Ситуация усугубилась в пандемию, когда дом превратился в офис, коворкинг и переговорную. Но теперь и повседневные дела активно интегрировались в рабочее время, окончательно разрушая равновесие между этими сферами.
Между тем, дисбаланс между отдыхом и карьерой может быть опасен. Он способствует развитию:
- Хронического стресса: Дефицит времени на восстановление физических и психологических сил может спровоцировать хронический стресс, что отрицательно влияет и на эмоциональное, и на физическое состояние.
- Тревожности: Требования «всегда быть на связи» или оперативно решать проблемы в выходные заставляют сотрудников испытывать постоянное давление, активизируют тревожность и гиперконтроль.
- Выгорания: В этом случае жертвой несоблюдения lifebalance становится не только человек, но и его работодатель. Ведь перекос от личного времени в пользу офисной рутины — главный предвестник профессионального выгорания.
45% работающих россиян сталкивались с этим синдромом. Мы поговорили с психологом Alter и рассказали: есть ли профилактика от выгорания и как работать с теми, кто на грани увольнения? Читать материал!
Плюсы work-life balance для бизнеса
Мы проводим на работе больше времени, чем с семьей или друзьями. Кроме того, успех в эре капитализма обычно связан с профессиональными достижениями.
Но степень нашей внутренней гармонии не определяется исключительно выполненными задачами и количеством громких кейсов. Между тем work-life balance можно назвать залогом удовлетворенности жизнью и надежной опорой для бизнес-показателей.
Ошибка многих руководителей и фаундеров в том, что влюбленный в свою работу трудоголик кажется им находкой для бизнеса. На самом деле, отсутствие отдыха быстро сказывается на внутренних ресурсах человека. Так, исследование Journal of Vocational Behavior доказывает: трудоголики редко добиваются значимых успехов в работе. При этом сотрудники с более налаженным и насыщенным лайфстайлом менее склонны к депрессии и тревожности. Кроме того, грамотный баланс между работой и личной жизнью положительно связан с удовлетворенностью работой и внутренней мотивацией.
Такого же мнения придерживается Иоанна Лупу, доцент парижской бизнес-школы ESSEC. Ученая утверждает: самые счастливые и талантливые профессионалы умеют ставить дела на паузу и отключаться от работы без чувства вины.
Как поддерживать Work-life balance сотрудников?
- Не поощряйте трудоголизм. Где-то в нашем подсознании прячется опасная иллюзия: чем больше мы работаем, тем лучше. На самом деле, чем меньше организм отдыхает, тем ближе выгорание. А ведь именно из-за этого опасного синдрома увольняется 56% сотрудников.
- Призывайте коллег отдыхать в течение рабочего дня. 15 минут зарядки всем офисом, чаепитие или прогулка на свежем воздухе не скажутся на KPI. А вот мозг успеет переключиться и с новыми силами ворвется в работу.
- Ставьте реалистичные цели. Обязательно сверяйтесь с коллегами: комфортны ли им дедлайны? Успевают ли они отдыхать? Не приходится ли им задерживаться после работы?
- Помогите наладить тайм-менеджмент. Для этого обязательно отмечайте приоритетность задач. Просите наметить конкретный план работы, обсуждайте детали. Однако не стоит перегибать палку и включать гиперконтроль. Если сотрудник не нарушает дедлайны и выполняет свою работу в срок, не стоит создавать дополнительную нагрузку.
- Используйте корпоративный мессенджер. Платформы для рабочей коммуникации позволяют сотрудникам не отвлекаться в течение трудового дня. А в выходные выключаться из рабочих процессов и не винить себя, что они не отвечают клиенту, написавшему в 7 утра в субботу.
- Создайте пространство для отдыха. Это может быть зона с пуфиком, книгами и печеньем или угол, куда вы поставите доску для рисования. Главное, чтобы у каждого сотрудника была возможность выдохнуть, перезагрузиться или просто посмотреть в стену 5 минут.
- Предоставьте возможность гибкого графика. Согласно опросам Forbes, 82% соискателей хотели бы самостоятельно выбирать время работы. По мнению респондентов, это поможет им быть более активными в течение дня.
- Делитесь полезными материалами о ментальном здоровье. Это могут быть памятки, гайды или чек-листы с советами от психологов или практическими инструментами. Сделайте рассылку о самопомощи частью корпоративной культуры.
- Заботьтесь о здоровье команды. Сидячая работа, свет от монитора, быстрые перекусы вместо полноценного обеда… Эти факторы отражаются на физическом здоровье сотрудников. Добавьте в систему бенефитов медицинскую страховку, корпоративный фитнес или йогу.
- Проводите регулярные чекапы. Обратная связь может быть не только о коллегах и задачах, но и о внутреннем благополучии. Например, можно использовать опросник Alter, помогающий оценить состояние команды. Он состоит из 17 вопросов и основан на критериях ВОЗ по психоэмоциональному здоровью. После прохождения теста психологи сервиса помогут интерпретировать результаты и подскажут HR, на какие проблемные зоны стоит обратить внимание.
Правильный work-life balance — это всегда результат осознанного личного выбора. Конечно, ответственность за него лежит на человеке. Но экологичная организация рабочих процессов поможет вашим сотрудникам не выгорать, грамотно организовать свои будни продуктивно работать.