Вместе с экспертом Alter Анастасией Котельниковой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как использовать его в работе?
Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?
Нам всем знакомо понятие IQ, отвечающее за аналитическое мышление. А вот эмоциональный интеллект или EQ (emotional quotient) влияет на способность адаптироваться к социальным ситуациям и справляться с эмоциональными вызовами. Поэтому в современном мире EQ стал одним из главных критериев успеха, особенно в сферах, требующих активного взаимодействия с людьми.
Впервые феномен эмоционального интеллекта описали американские психологи Питер Сэловей и Джон Майер. В их концепции эмоциональный интеллект — это комплекс психологических и интеллектуальных навыков. Он включает в себя понимание собственных эмоций, умение их контролировать и использовать для принятия решений. Позднее эту идею популяризировал Дэниел Гоулман, научный журналист и писатель. Он выделил пять ключевых компонентов EQ:
- самосознание,
- саморегуляцию,
- мотивацию,
- эмпатию,
- социальные навыки.
Сейчас все перечисленные аспекты рассматриваются как ключевые для эффективного управления и построения отношений. Они влияют и на личную жизнь, и на профессиональную сферу. Человек с прокаченным EQ хорошо понимает переживания других людей. Поэтому эмоциональный интеллект помогает управлять эмоциями окружающих. А во многих вакансиях делают акцент не только на опыт и практические умения, но и на эмоциональный интеллект, и на soft skills.
Какое значение имеют soft skills для карьерного роста? И как их прокачать? Рассказываем тут!
Преимущества сотрудников с высоким EQ
Согласно мета-анализу исследований, высокий уровень EQ положительно коррелирует с успехом в карьере, научными и академическими достижениями и лидерскими качествами. Конечно, развитый EQ не сделает вас или вашего сотрудника сверхчеловеком. И все же он дает множество преимуществ. Например, с его помощью улучшаются:
- адаптация к изменениям;
- работа в команде;
- восстановление после стресса.
Про последний пункт хочется поговорить отдельно. В условиях высокой рабочей нагрузки стресс превратился в главный разрушающий фактор. Хроническое нервное напряжение снижает не только продуктивность команды, но и влияет на качество жизни. При этом люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют выявлять признаки выгорания и помогать себе превентивно. Это позволяет им сохранять мотивацию и поддерживать оптимистичный настрой даже в сложных ситуациях. Такие сотрудники более склонны к самосовершенствованию. Им интересно развиваться в трудовой сфере.
Кроме того, высокий EQ позволяет сотрудникам быстрее осваивать soft skills. То есть гибкие навыки, к которым относится эффективное общение, управление конфликтами и способность к межкультурному взаимодействию. В эпоху глобализации эти качества становятся особенно ценными.
Как EQ влияет на атмосферу в коллективе?
Прокаченный эмоциональный интеллект в сочетании с soft skills — простая формула здоровых и экологичных отношений в команде. Это доказано уже многими исследованиями. Например, ученые Американской психологической ассоциации заметили, что в компаниях, где у сотрудников более развит EQ выше уровень лояльности к руководству. А уровень текучести кадров и конфликтов в них и вовсе минимален.
Положительный пример — корпоративные программы Zoom. Руководство системы активно занимается повышением эмоциональной грамотности сотрудников. Например, в компании есть «Команда по счастью». Ее задача следить за благополучием работников и поддерживать его. Забота о состоянии команды помогает предотвратить профессиональное выгорание, укрепить эмоциональные связи между коллегами и сформировать поддерживающую корпоративную культуру.
Эмпатия, умение общаться и выстраивать взаимоотношения остаются главными помощниками менеджеров, отвечающих за микроклимат в коллективе. Даже если вы не пересекаетесь с вашими коллегами каждый день, а работаете в гибридном или полностью удаленном формате. Умение распознавать невербальные сигналы и поддерживать эмоциональную связь с коллегами через цифровые платформы становится важнейшим навыком необходимым для успешной коммуникации.
Как EQ влияет на лидерство?
Связь между пониманием своего эмоционального мира и способностью руководить может быть не так очевидна. На самом деле, союз между EQ и лидерством весьма крепкий. Чем лучше вы осознаете собственные желания, цели, переживания, тем проще вам донести эту информацию до партнеров и коллег. Поэтому лидеры с развитым EQ умеют по-настоящему вдохновлять свою команду. Они чувствуют, что драйвит их сотрудников и могут найти индивидуальный подход к каждому. Также они эффективно управляют конфликтами и умеют принимать вызовы. Многие исследования показывают, что команды, управляемые эмоционально грамотными лидерами, достигают целей быстрее и тратят меньше ресурсов.
Руководители, которые находятся в гармонии с внутренним миром, проще находят баланс между полным контролем и доверием к команде. Они способны замечать эмоциональные изменения коллег и готовы создавать условия для раскрытия их потенциала. Это особенно важно во времена кризисов, когда сотрудники ждут со стороны начальства поддержку.
Методы развития EQ для руководителей:
- Рефлексия. Я всегда советую начинать с себя. Регулярный самоанализ помогает осознать, принять и проработать свои слабые стороны. А еще понять, в чем вы сильны, и продолжать развиваться в этом направлении. Попробуйте вести дневник настроения, медитировать и внимательно наблюдать за своими ощущениями. Старайтесь отмечать: что вызывает у вас злость или огорчает? Как часто вы раздражаетесь? Как вы можете выплеснуть свои эмоции, не навредив себе и окружающим?
- Обратная связь. Задавать вопросы стоит не только себе, но и подчиненным. Так вы поймете потребности вашей команды, узнаете больше о переживаниях и запросах сотрудников.
- Активное слушание. Навык, который недостаточно ценится в последнее время. Хотя именно он создает связь между лидером и его командой, очеловечивает руководителя и укрепляет его авторитет.
Как прокачать эмоциональный интеллект?
Самостоятельная работа с эмоциональным интеллектом многим дается с трудом. Ведь она предполагает социальное взаимодействие. А в некоторых случаях именно отношения с людьми являются триггерной точкой. Поэтому если вы заинтересованы в том, чтобы повысить эмоциональную грамотность, лучше прибегнуть к помощи специалиста. Особенно, если вы хотите усилить EQ не у себя, а у членов команды. Вы можете рассмотреть:
- Программы корпоративной психотерапии. На индивидуальных сессиях или командных вебинарах специалисты учат управлять стрессом, развивать навыки эмпатии и обучают эффективному решению конфликтов. Эти практики особенно востребованы в компания и отраслях, связанных с постоянной конкуренцией, коммуникацией и социальной ответственностью. Например, это могут быть сферы технологии, медицины, IT.
- Корпоративное обучение. Развитие EQ становится важной частью корпоративного обучения. Коучи и наставники включают в тренинги не только теорию, но и практические упражнения, направленные на развитие самосознания и навыков общения. Это помогает сотрудникам находить общий язык с коллегами, решать сложные задачи в команде и справляться с конфликтами.
Повышение эмпатии, soft skills, умение управлять эмоциями — это частые запросы, с которыми корпоративные клиенты обращаются к психологам Alter. Наши специалисты знают, как нащупать проблему и превратить ее в точку роста. Для этого мы предлагаем разные форматы: индивидуальные сессии, личный чат с психологом, вебинары, интенсивы и коучинг.