8 минут на чтение
Исследования последних десятилетий доказывают: двигатель современного бизнеса — мотивация сотрудников. Она отражается на креативности сотрудников, их лояльности и вовлеченности. Поэтому работодателю важно создать эффективную систему мотивации и адаптировать ее под свою команду. Но как это сделать, если всех мотивируют разные вещи? Изучаем теорию мотивации и пытаемся понять: какие фишки Google и Netflix вы можете использовать для своего HR-бренда?

Что такое мотивация и для чего она нужна?

В 1914 году Генри Форд придумал «день за 5 долларов». В то время бизнесмен активно расширял производство. Работы было много, и из-за высокой нагрузки компетентные специалисты быстро увольнялись. Тогда Форд применил то, что в современном менеджменте называется мотивационной стратегией. Он сократил рабочие часы, повысил заработную плату до 5 долларов в день и разрешил сотрудникам покупать автомобили Ford со скидкой. После публикации новости о корпоративных изменениях к офису предпринимателя выстроилась километровая очередь из желающих попасть в его компанию. А увольнения резко прекратились. Пожалуй, этот пример идеально объясняет, как может выглядеть мотивация и зачем она нужна. 

Мотивация — это психологический толчок; сила, побуждающая действовать и достигать поставленных результатов.

Мотивированный сотрудник энергичен, полон энтузиазма и целеустремлен в выполнении работы. Это повышает его концентрацию на процессе и благоприятно влияет на KPI. 

Что делать, если мотивация не работает?

Мотивация в теории и на практике

Обычно, когда речь заходит о мотивации, люди думают о спорте, изучении нового языка или правильном питании. На самом деле роль мотивации куда серьезнее. Например, американский психолог Дэвид МакКлелланд считал, что на желании достичь определенную цель держится весь социум и даже государственная экономика.  

Как известно, офис — это микромодель миропорядка. Поэтому и HR, и работодателям полезно познакомиться с самыми популярными теориями мотивации. А еще разобраться: как они работают и что можно интегрировать в свою организацию?

  1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу

Согласно гипотезе Маслоу, работа — это способ человека закрыть свои естественные нужды. Их можно разделить на пять уровней:

• физиологические — еда, вода;

• потребности в безопасности — физическая и финансовая;

• социальные — принадлежность к социуму, любовь;

• уважение — признание, статус;

• самоактуализация — реализация себя в профессии или творчестве. 

Как использовать теорию на практике?

По Маслоу, задача руководителя — обеспечить условия труда, закрывающие естественные потребности сотрудников. Чтобы понять, с чего начать, проведите опрос или встречу с подчиненными один на один. Возможно, кто-то чувствует себя некомфортно или даже небезопасно из-за конфликтов в коллективе? А кому-то может не хватать интересных задач и вызовов, чтобы расти профессионально.

Другое важное звено между командой и руководством — обратная связь. Прочитайте нашу статью об эффективном и экологичном фидбэке, чтобы превратить критику в мотивирующую точку роста. 

  1. Теория двух факторов Фредерика Герцберга

Фредерик Герцберг выделил два типа факторов, влияющих на продуктивность: 

  • гигиенические факторы: к ним можно отнести условия труда, зарплату, политику компании. 
  • мотивирующие факторы: признание сотрудников со стороны руководства, поощрение их достижений, доверие начальства. 

Как использовать теорию на практике?

Убедитесь, что гигиенические факторы находятся в вашей компании на достойном уровне. Ведь работать на интересном проекте, получая «ветку» вместо зарплаты, долго не может никто. А затем сосредоточьтесь на внедрении мотивирующих факторов. Например, на возможности карьерного роста, обучения, заботе о психологическом здоровье команды. Последний пункт становится особенно актуальным в эпоху перманентного стресса. Опрос Alter и HH за 2023 год показал, что 56% сотрудников находятся в состоянии постоянного нервного напряжения. 

Возьмите, это буквально ветка!

Поддержать команду можно с помощью Alter. Мы оказываем психологическую поддержку бизнес-клиентам с 2020 года и нам доверяют 300+ компаний! Специалисты сервиса помогут предотвратить выгорание и справиться с текучкой кадров. Напишите нам, и мы вместе подберем подходящий формат — от чата до индивидуальных сессий.

  1. Теория ожиданий Виктора Врума

Если коротко: мотивация = ожидаемый результат. Согласно этой теории, эффективность рабочего процесса зависит от веры сотрудников в собственные силы и важность их дела. 

Как использовать теорию на практике?

Подумайте, насколько ваши сотрудники понимают связь между приложенными усилиями и результатом. Чтобы добиться прозрачности, четко формулируйте задачи, конкретизируйте глобальные цели компании и ее ценности. Предоставляйте обратную связь, подчеркивая, как работа конкретного члена команды влияет на общие показатели.

  1. Теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана

Психологи предположили, что люди более мотивированы, когда чувствуют контроль над своей работой и уверены в своих способностях. Теория самодетерминации базируется на: 

  • внутренней мотивации — искреннем удовольствии от самого процесса;
  • автономии;
  • компетентности;
  • связанности друг с другом. 

Как использовать теорию на практике?

Позвольте сотрудникам самостоятельно принимать решения и выбирать способы выполнения задач. Поддерживайте профессиональное развитие их навыков, создайте атмосферу сотрудничества. Эти небольшие шаги помогут вашим коллегам понять их самоценность и подчеркнут ваше доверие. И, следовательно, повысят их личную заинтересованность в качестве работы.

  1. Теория справедливости Джона Стейси Адамса

Теория основывается на восприятии справедливости в отношении вознаграждения за труд. Во-первых, сотрудникам важно соотношение усилий и полученной награды. Во-вторых, их демотивирует, если их вознаграждение меньше, чем у коллег. Несмотря на то, что Адамс создал свою теорию еще в 1963 году, его наблюдение точно стоит взять на заметку. 

Как использовать теорию на практике?

Обеспечьте прозрачность в вопросах вознаграждения и оценки работы. Регулярно обсуждайте: как сами сотрудники воспринимают свою работу? Как они оценивают свой труд? Чего им не хватает? 

Вознаграждение — это эффективный инструмент управления. Конечно, зарплата, премии, выплаты остаются главным стимулом для работы. Но не стоит забывать: вознаграждение бывает не только материальным. А еще оно зависит от доминирующего вида мотивации у конкретного человека.

Виды мотивации 

Классифицировать мотивацию можно по разным признакам. Например, по осознанности, природе потребностей, цели, типу воздействия — и это далеко не весь список. Но иногда будет достаточно обратить внимание на источник мотивации: 

  • Внутренняя мотивация — желание получить удовольствие от процесса; то, что зажигает изнутри. Например, искренняя вера в проект или пользу, которую приносит компания. Люди с внутренней мотивацией по-настоящему горят своим делом. Сформировать или усилить внутреннюю мотивацию помогает правильная корпоративная культура. Например, признание достижений позволяет сотрудникам чувствовать свою ценность и важность для компании. Регулярное обучение или повышение квалификации способствует стремлению развиваться и достигать новых высот.
  • Внешняя мотивация — желание получить награду, признание или поощрение. К внешней мотивации относятся финансовые стимулы — премии за достижения, бонусы, медицинская страховка, оплачиваемый отпуск. На внешнюю мотивацию также влияют корректно сформулированные цели и ключевые показатели эффективности. Они позволяют сотрудникам понять, что от них ждут, и как они могут быть вознаграждены за достижения.

Как система мотивации влияет на производительность? Кейсы Google, Netflix и Zappos

Многие современные компании успешно применяют теории мотивации для повышения продуктивности и удовлетворенности сотрудников. Приведем несколько примеров:

  1. Google и теория самодетерминации

Google известен своей культурой, которая поощряет автономию и творчество. Сотрудники получают возможность тратить 20% своего рабочего времени на проекты, которые их интересуют, даже если они не связаны с основной работой.

Свобода самовыражения привела к созданию таких продуктов, как Gmail и Google News. Так мотивация повлияла не только на бизнес-процессы, но и на мировые инновации.

  1. Netflix и теория ожиданий

Netflix применяет подход, придуманный Врумом. Компания предоставляет своим сотрудникам значительную автономию и гибкость в работе. Например, сотрудники могут брать столько отпусков, сколько считают нужным, — никаких ограничений!

  1. Zappos и теория справедливости

Бренд Zappos активно работает над созданием культуры справедливости и прозрачности. Компания имеет четкие критерии оценки производительности и предлагает конкурентоспособные зарплаты и бонусы. Это приводит к высокой степени удовлетворенности сотрудников и низкому уровню текучести кадров. 

10 шагов для повышения мотивации в компании

Мотивация, вознаграждения
  1. Оцените потребности вашей команды. Проведите опрос или личные беседы с сотрудниками, чтобы понять их желания, вовлеченность и уровень мотивации. 
  2. Обсудите цели и ценности компании. Убедитесь, что сотрудники понимают, зачем они работают и какую пользу приносят не только бизнесу, но и миру.
  3. Создайте культуру признания. Регулярно отмечайте достижения сотрудников, не бойтесь публично хвалить и благодарить их за вклад в общее дело.
  4. Предоставьте возможности для обучения. Инвестируйте в развитие навыков своих сотрудников. Это хороший способ повысить и мотивацию, и преданность компании.  
  5. Обеспечьте карьерный рост. Обсуждайте карьерные перспективы, намечайте точки роста, ведь ощущение стагнации — один из самых демотивирующих факторов.
  6. Создайте комфортную рабочую среду. Поговорите с коллегами: может быть, вам стоит добавить растений? Или организовать уютную зону отдыха для совместных чаепитий? Пусть офис станет местом, куда захочется приходить каждый день. 
  7. Организуйте тимбилдинги. Практически все исследователи отмечали роль сообщества в системе мотивации. Командный дух и осознание себя частью коллектива станет еще одним кирпичиком в улучшении рабочей атмосферы.
  8. Позвольте сотрудникам участвовать в принятии решений. Автономность и чувство свободы порождает креативность и позволяет лучше раскрыть потенциал. Ведь именно так придумали Gmail, помните?
  9. Поддерживайте ментальное и физическое состояние сотрудников. Это не только ДМС, но и различные wellness-программы: занятия спортом, йога, корпоративная психотерапия. Не забывайте: счастливые и здоровые люди эффективнее работают, меньше выгорают и реже увольняются. 
  10.  Будьте гибкими. Готовьтесь адаптировать свои методы в зависимости от изменений в команде или внешней среде. Кроме того, каждый из ваших сотрудников уникален и требует индивидуального подхода. 

Мотивация — фактор, связанный с ключевыми психологическими чертами и особенностями человека. Например, с типом личности, внутренними ценностями и запросами. Иногда работодатель просто не находит подход к своим сотрудникам. А иногда самые перспективные кадры сталкиваются с личностным кризисом и прокрастинируют, не понимая, куда им двигаться дальше. Спасением в обоих случаях может стать психотерапия. Психологи Alter помогут вашим сотрудникам восстановить контакт с внутренним «Я» и открыть новые смыслы в жизни и карьере. 

Оставить заявку на консультацию!

Поделиться постом