10 минут на чтение
Стресс испытывают все: от ребенка, начинающего учить буквы, до топа компании, презентующего новый проект. Кажется, мы так смирились с повседневными факторами стресса, что пропускаем мимо ушей предупреждения о его опасности.

Постоянное напряжение ослабляет иммунитет, приводит к эмоциональному и физическому истощению, провоцирует хронические болезни. Если раньше о пагубных последствиях стресса предупреждали врачи и психологи, теперь тревогу бьют работодатели: по опросам за 2023 год стресс вырос у 56% сотрудников на русском рынке труда, а для 54% он стал причиной уволиться. Что делать HR, если стресс сотрудников из ситуативного превратился в хронический? Как помочь команде справиться с тревогой, сохранить продуктивность и уменьшить текучку кадров? И можно ли научить команду волноваться меньше?

Что такое стресс?

Стресс — естественная реакция нашего тела и мозга на раздражающие факторы (стрессоры). Внезапный переезд, неудачное интервью, случайно разбитая чашка и даже признание в любви — это примеры стрессовых факторов. Они запускают стресс-реакцию — цепочку из трех звеньев: 

  1. тревоги, 
  2. адаптации, 
  3. истощения. 

1️⃣

Вы подготовили отчет за квартал, но по ошибке взяли данные за прошлый год. Мозг включает первый режим и «бьет тревогой». Организм усиленно вырабатывает гормоны: повышается сердцебиение, кружится голова, бросает в жар или озноб. 

2️⃣

Вы выступаете перед коллегами и начальством с мыслью «Ничего уже не исправить!». В этот момент начался этап «проживания», когда мы приспосабливаемся к неблагоприятным условиям или переживаем их. 

3️⃣

Вас выслушали, но попросили впредь быть внимательнее. Вам стыдно и обидно, вы чувствуете себя подавленно. Ничего по-настоящему страшного не произошло. Но порой «отпустить ситуацию» не просто. Вы прокручиваете произошедшее в голове, смотрите на себя глазами коллег и представляете их разочарование. Если вовремя не выйти из зоны «опасности», ресурсы начнут истощаться, и организм перестанет нас защищать. 

По сути, сам стресс не следует демонизировать. Например, некоторые переживания проживаются легко и помогают выстроить новые нейронные связи. Такое состояние называют эустрессом и считают полезным. А есть еще дистресс длительный или хронический стресс, влияющий на ментальное и физическое здоровье. Например, дистресс провоцирует тревожные и депрессивные расстройства, депривацию сна, головные боли, проблемы с кожей и ЖКТ. 

Как стресс влияет на мозг?

Поникшее настроение, общее самочувствие сказываются и на взаимоотношениях с окружающими, и на работе. Кто-то пропускает дедлайны. Кто-то агрессивно отвечает коллегам. А кто-то не находит в себе силы отправить важный емейл. Чем дольше человек находится в стрессе, тем хуже. Поэтому первый шаг в борьбе со стрессом — обнаружить первопричину. 

Причины стресса

Стресс — ответ организма на внутренние и внешние факторы, поэтому во многом человек оказывается в заложниках собственной чувствительности. У кого-то увольнение не вызовет сильного беспокойства, а кто-то будет горевать из-за потерянного блокнота.

Для стресса на рабочем месте существуют и более объективные аспекты. Согласно исследованию Alter и HeadHunter, сотрудников чаще беспокоят:

  • Отношения с руководством. Речь не только про критику или острые конфликты. Отсутствие обратной связи или неконструктивный фидбэк демотивируют и отрицательно влияют на самооценку сотрудника. Постепенно собственные идеи и решения перестают казаться чем-то оригинальным и ценным, к проектам пропадает интерес, а вопрос «Зачем я все это делаю?» возникает чаще.
  • Атмосфера в коллективе. Между коллегами могут происходить недопонимания и профессиональные споры. Но иногда рабочие столкновения затягиваются и переходят в личные обиды. И вот у вас уже не дружелюбный офис с пуфиками и чаем, а воинствующие отделы. Значит, на помощь и поддержку от коллег можно не рассчитывать. А вот критика точно будет (и не всегда конструктивная). 
  • Неуверенность в завтрашнем дне. Большинство из нас живет в постоянном напряжении и тревоги из-за неизвестности. Пугают развитие технологий, изменения в компаниях, финансовая неопределенность, новости. Горизонт планирования сузился, и многим сложно адаптироваться к переменам. Иногда люди не понимают, что происходит внутри компании (или даже границы своих должностных обязанностей!). Неопределенность и ощущение беспомощности заставляет мозг рисовать худшие сценарии: внутри включается источающий режим «ожидания», что со дня на день случатся неприятности. 
  • Большая нагрузка. Проблема может быть в токсичной корпоративной культуре, где поощряются переработки или культивируется продуктивность, или в неумении сотрудника выстраивать work-life balance. Страх не успеть к дедлайнам и разочаровать руководителя заставляют работников тревожиться, жертвовать отдыхом или сном. Постоянное напряжение не повышает личную эффективность в долгосрочной перспективе, но может привести к выгоранию, утрате смысла в работе и даже потере собственного «Я». 
  • Рост ответственности. Повышение, долгожданный проект, переход в новую компанию — это не только радостные события, но и выход из зоны комфорта. «Смогу ли я оправдать ожидания коллег или руководства?», «А вдруг я подведу команду и не справлюсь?», «Примут ли меня в новом коллективе?».  

Как понять, что команда в стрессе?

Отвечает Ирина Белецкая, психолог Alter, специалист по вопросам карьеры и самореализации:

Существует множество показателей стресса сотрудников. Они проявляются на уровне физического, эмоционального состояния, а также отражаются на рабочем поведении. Чтобы выявить стресс, можно использовать тесты, опросы, интервью, наблюдение и объективные данные. Эффективность методик зависит от искренности сотрудников, системности анализа и регулярности.

Сами признаки могут варьироваться в зависимости от личности и рабочего окружения, но их наличие трудно не заметить (поэтому они должны насторожить и руководство, и HR). 

Предлагаю выделить 10 ключевых и самых ярких симптомов стресса: 

1. Частые ошибки и снижение производительности

Как можно измерить? Проведите анализ KPI (ключевых показателей эффективности): регулярно проверяйте выполнение задач, точность и соответствие стандартам. Сравнивайте прошлые и текущие результаты по количеству ошибок. Но проводить подобное надо крайне осторожно: для большинства существование KPI — весомый источник стресса.

 Инструменты: системы отслеживания производительности (CRM, ERP), таблицы с метриками, инструменты контроля качества.

2. Частые больничные или отсутствие на работе 

Как можно измерить? Попробуйте отслеживать количество пропущенных рабочих дней по больничным листам или без объяснений. Регистрируйте внеплановые отпуска и пропуски.

Инструменты: Системы управления персоналом, журналы посещаемости.

3. Раздражительность и конфликты в коллективе

Как можно измерить? Проведите анонимный опрос для выявления конфликтов, неудовлетворенности или роста напряженности. Наблюдайте за поведением сотрудников — фиксируйте конфликтные ситуации или приступы агрессии у членов коллектива.

Инструменты: опросники удовлетворенности сотрудников, фокус-группы, отчетность HR.

4. Проблемы со сном

Как можно измерить? Оцените самочувствие коллег с помощью опросов о самочувствии или анкет.

Инструменты: опросники, анкеты, приложения для оценки благополучия сотрудников, программы корпоративного здоровья.

5. Частое перенапряжение и тревожность

Как можно измерить? Определить наличие или степень тревожности помогут психологические опросники, оценочные анкеты — включите в них вопросы о чувстве постоянного давления и беспокойства.

Инструменты: опросники психологического состояния, оценочные анкеты (например, Шкала тревожности).

6. Усталость и постоянное чувство утомления

Как можно измерить? Проводите регулярные опросы по эмоциональному состоянию. Обращайте внимание на скорость производительности: снижение скорости выполнения задач или продуктивности может указывать на усталость.

Инструменты: опросы, приложения для оценки благополучия сотрудников, программы корпоративного здоровья, фокус-группы или индивидуальные интервью для обсуждения общего состояния здоровья.

7. Снижение инициативности и творческого потенциала 

Как можно измерить? Попробуйте измерить степень вовлеченности сотрудников. Проанализируйте активность сотрудников по предложению инициатив, гипотез, проектов.

Инструменты: программы или приложения для сбора предложений, опросы об уровне вовлеченности.

8. Проблемы с концентрацией и памятью

Как можно измерить? Запустите анкеты самооценки с вопросами о трудностях с концентрацией или запоминанием задач. 

Инструменты: тесты на внимание, когнитивные опросники.

9. Физические симптомы

Как можно измерить? Включите в регулярные опросы раздел о физическом самочувствии. Это могут быть вопросы о физическом недомогании, его частоте и том, как оно проявляется. Например, через головные боли, боли в спине, общей усталости. 

Инструменты: анкеты по физическому состоянию.

10. Негативное отношение к работе

Как можно измерить? Отмечайте ключевые показатели удовлетворенности сотрудников (мотивации, вовлеченность, лояльность). В этом вам помогут опросы или интервью — one-on-one встречи для оценки настроений.

Инструменты: платформы для оценки удовлетворенности сотрудников.

Эти методы и инструменты помогают получить объективную информацию о состоянии сотрудников и вовремя реагировать на признаки стресса. Но если у вас нет продуманной системы, чтобы вывести сотрудников из тяжелого состояния, то все эти опросы, анкеты, тесты и интервью станут дополнительным фактором стресса. Вы, конечно, обнаружите стресс у коллег, но сами станете одни из его факторов. Поэтому профилактика стресса и развитие стрессоустойчивости команды и отдельных сотрудников – глобальная, комплексная, регулярная деятельность, требующая специальной психологической подготовки.

Если ваша команда испытывает длительный стресс и справиться с ним самостоятельно не получается — обратитесь к нам за консультацией! Мы подберем наиболее полезный и удобный формат психологической помощи для вашей команды!

4 способа прокачать стрессоустойчивость в команде:

1. Наладьте тайм-менеджмент

  • Ранжируйте задачи по приоритетам. Сотрудник не должен пугаться, открывая свой таск-менеджер, и браться за все одновременно. Сориентируйте его, с какой задачи лучше начать, а какие могут подождать.
  • Обсуждайте дедлайны с сотрудниками. Сроки должны быть реалистичными и комфортными для подчиненных. 
  • Не поощряйте переработки. Если появилась сверхсрочная задача, обсудите ее с командой и перераспределите ресурсы. И не забывайте о компенсациях — это могут быть премии или дополнительные выходные.
  • Напоминайте о перерывах. Больше часа за компьютером? Делаем зарядку для глаз! Прошла серьезная встреча? Предложите выпить чай или просто подышать свежим воздухом. Пять минут не украдут KPI, зато нервная система скажет спасибо.

2. Создайте гармоничную атмосферу

  • Постройте доверительные отношения. Поощряйте открытость: сотрудники не должны бояться высказывать свои мысли и идеи, приходить с вопросами. Полезно разговаривать о конкретных причинах беспокойства и том, что тревожит. Если сотрудники неохотно идут на контакт, можно провести психологический тренинг или вебинар. Психологи Alter работают с обширным пулом тем и помогут вам «разбудить» эмоциональный интеллект даже самых замкнутых сотрудников.
  • Проводите мероприятия для сплочения коллектива. Неформальное общение помогает сотрудникам выпустить пар и узнать друг друга с новой стороны. Сближение поможет предотвратить конфликты или сгладить существующие. А если ваши сотрудники работают удаленно, создайте чат с мемами или организуйте неформальные зум-созвоны! 

3. Говорите и объясняйте

  • Формируйте понятные ожидания. Сотрудник должен понимать роль в компании, полномочия, конечную цель и то, как он влияет на общий результат. Для этого важно четко формулировать задачи, обсуждать индивидуальные планы и карьерную перспективу.
  • Давайте регулярную обратную связь. Игра в молчанку — не самая хорошая стратегия для работы. Необходимо анализировать с командой ошибки, прогресс и текущие задачи. Это могут быть командные ревью или встречи one to one. С их помощью сотрудник поймет, соответствует ли он ожиданиям и в каком направлении ему двигаться. 
  • Информируйте о переменах в компании. Перемены часто пугают. Чтобы люди не строили догадки и не тревожились больше, чем нужно, говорите с ними открыто и честно. Не скрывайте грядущие изменения, комментируйте свои решения, отвечайте на все вопросы и не забывайте о взаимной поддержке!

4. Учите работать со стрессом

  • Медитируйте и занимайтесь спортом. Попробуйте разбавить рабочую рутину физической нагрузкой или медитациями. Тело и мозг сильно влияют друг на друга. Поэтому легкая физическая нагрузка в течение рабочего дня или после поможет восстановить внутренний баланс. А иногда, чтобы успокоиться и прийти в себя, полезно просто глубоко подышать несколько минут. 
  • Переключайтесь. Один из лучших способов выпустить пар — развитие мелкой моторики (и речь не про скроллинг ленты или активное познание клавиатуры). Можно поставить в офис доску для рисования, найти кубики-головоломки или пазлы. А лучше посоветуйтесь с командой — возможно, за создание новых нейронных связей будут отвечать пинг-понг или настольный футбол. 
  • Обустройте рабочее пространство. Сделайте офис комфортным и уютным местом, куда захочется приходить. Составьте с сотрудниками список, что стоит добавить: зону отдыха, книги, комнатные растения или все сразу? 
  • Обратитесь за помощью. Стресс-менеджмент или стрессоустойчивость — главный навык продуктивного сотрудника. Проработать его самостоятельно удается не всем. Стресс бывает связан не с внешними, а с внутренними факторами. Или человек может находиться в тяжелом состоянии, и медитации или йога уже не помогут. А порой людям просто сложно разобраться в собственных чувствах и проследить причинно-следственные связи. В таких случаях на помощь приходит психотерапия. 

Психологи Alter работают со стрессом, тревожностью и выгоранием. Они помогут вашим сотрудникам заглянуть в себя и распутать клубок из негативных эмоций, тревоги, депрессивного или потерянного состояния. Когда коллеги научатся распознавать и управлять своими эмоциями, они будут лучше понимать эмоции и реакции других. Это поможет свести к минимуму конфликты и недопонимания и создать команду, готовую к любым переменам. Создайте команду мечты вместе с Alter!

Поделиться постом