6 минут на чтение
Психологически стабильная команда — новая ценность современного бизнеса. Глобальная цифровизация, информационная нагрузка, ситуация в мире, проблемы на работе или дома… Причин, чтобы испытывать стресс, чувствовать потерянность, не понимать траекторию движения, много. На фоне этого психотерапия — не просто ключ к эмоциональной устойчивости, а средство для трансформации бизнес-процессов. Есть два самых распространенных способа поддержать команду: нанять корпоративного психолога или подключить внешний сервис психотерапии. Разбираемся, что эффективнее и почему компании все чаще обращаются за психологической помощью

Какие задачи бизнеса решает психотерапия?

Стандарты бизнес-менеджмента сильно изменились. Кроме исполнительности и конкретных hard skills особенно ценным для работодателей стали умение адаптироваться и работать в команде, навыки тайм-менеджмента, использование потенциала на 100%. Повышение этих скиллов зависит не только от HR или руководителя — часто даже сами сотрудники не знают, какие качества в себе могут развить. А еще они уверены, что компании нужны энергичные и амбициозные специалисты, которые будут работать и не выгорать. Поэтому многим кажется недопустимым говорить с начальством о том, что не получается или тревожит. Страшно, что не поймут или осудят. В такие моменты на выручку бизнесу приходит психотерапия. 

Психолог — всегда третье лицо. Даже с самым эмпатичным начальником вы напрямую зависите друг от друга. А психолог помогает абстрагироваться и взглянуть на ситуацию, реакции или состояния под другим углом.

Благодаря системной работе над собой кто-то научится экологично давать обратную связь, кто-то поверит в свой профессионализм и откроет «сундучок» с креативом. А кто-то перестанет откладывать задачи на потом и ворвется в работу с горящими глазами. Личный прогресс каждого сотрудника отразится на KPI коллектива — благодаря программе по поддержке психологического здоровья, продуктивность сотрудников увеличивается на 36%. А уровень стресса и выгорания снижается на 20%. 

Задачи психолога в компании

Если совсем просто: корпоративный психолог — это «фиксик» в рабочей среде. Он чинит нервную систему сотрудников и перенастраивает мышление. Его работа связана с эмоциями, психологическими установками и переживаниями людей.

психолог в штат, корпоративный психолог, психотерапия для сотрудников

Главные задачи корпоративного психолога:

  • Научить конфликтовать, а не ругаться

Зайдя в офис или подключившись к брейншторму, мы не превращаемся в роботов или функции. Мы остаемся людьми со своим темпераментом, внутренними проблемами и недостатками. Поэтому конфликты и недопонимания в рабочей коммуникации неизбежны (впрочем, как и в любом общении). Задача корпоративного психолога — гармонизировать атмосферу в коллективе и повысить социальную эффективность (показать сотрудникам, как применять навыки и компетенции на 100%). Например, научить коллег слушать друг друга, нетоксично критиковать, поддерживать при неудачах. Нет задачи сделать всех одинаковыми и всегда согласными друг с другом. Есть задача — дать психологические инструменты, чтобы не срываться и обсуждать разногласия конструктивно.

  • Бороться с выгоранием персонала

О выгорании говорят так много, что это уже кажется нормой. Но в реальности это тяжелое и чуть ли не инвалидизирующее состояние. Выгоревшие не просто не могут выполнять текущие задачи, они чувствуют себя опустошенными и беспомощными. По результатам совместного исследования Headhunter и Alter c этим синдромом сталкивается 56% сотрудников. И причины для его возникновения разные: это хронический стресс, переработки, атмосфера в коллективе, внутренние установки (например, «Без меня все рухнет, надо работать за троих»). Психолог поможет выявить факторы выгорания, научит замечать симптомы даже на ранней стадии и предложит стратегии по работе с ним в зависимости от типа личности и психоэмоциональных особенностей человека. 

  • Раскрыть потенциал

Психолог — это медиатор между сотрудником и его скрытым потенциалом. Иногда активно проявлять себя на рабочем месте мешаем синдром самозванца. «Вдруг гипотеза не сработает или новый дизайн не понравится клиентам? Нет, лучше делать точно так же, как мы делали всегда». Иногда главное препятствие — внутренний кризис. В таких случаях человек может не понимать своих целей, не видеть перспектив для роста, работать спустя рукава. Психолог помогает проработать самооценку, выявить сильные стороны сотрудника и вдохновиться на их развитие. 

  • Снизить текучесть кадров

Обязанности корпоративного психолога направлены на создание комфортной атмосферы и экологичной корпоративной культуры. А это повышает лояльность команды. По данным института Gallup, счастливый и удовлетворенный персонал в 4 раза реже покидает компанию. Значит, снижается риск потерять ценные кадры. Кроме того, HR-бренд организации получает хорошую репутацию на рынке труда. Ведь компании, заботящиеся о ментальном здоровье сотрудников, — это однозначно green flag. 

Способы психологической поддержки: психолог в штат или сервис психотерапии

Итак, мы поняли, что заботиться о ментальном здоровье команды важно. Но кому доверить эту заботу? Работодатели обычно выбирают между подключением к внешнему сервису психотерапии и приглашением корпоративного психолога. Чтобы не потратить бюджет впустую, важно провести аналитическое сравнение обоих способов. Вот ряд пунктов, на которые стоит обратить внимание:

  • Этика и конфиденциальность

Корпоративный или штатный психолог становится человеком, который включен во все внутренние процессы компании: он знает сотрудников и в курсе рабочих разногласий. Как профессионалу ему будет сложнее оставаться беспристрастным, если коллеги с перерывом в 15 минут придут жаловаться друг на друга. Кроме того, часто штатные психологи предоставляют полный отчет работодателю о том, кто воспользовался их услугами. Это мешает откровенному разговору со специалистом. При подключении к провайдеру такой риск исчезает. Все сотрудники ходят к разным психологам в зависимости от их запроса. 

  • Ограниченное количество сессий 

Если за психологическое здоровье компании отвечает один человек, то у него просто может не хватить времени, чтобы выслушать каждого. Поэтому база психологов — еще одно преимущество внешнего сервиса. 

  • Компетентность специалиста 

Штатный психолог может быть очень талантливым специалистом, но в рамках своего метода или определенных запросов. Согласитесь: работать с самооценкой и синдромом самозванца — не то же самое, что проводить терапию депрессии. Кроме того, психолог — это человек, с которым должно быть комфортно. Чтобы получить результат от сессий, мы должны доверять нашему собеседнику. Иногда в подборе психолога играет роль даже тембр голоса или мимика. Поэтому важно иметь выбор. 

Маргарита Прошина, психолог Alter

Мы поговорили с Маргаритой Прошиной, коучем и психологом Alter, и выяснили, на что стоит обращать внимание при выборе формата для поддержки сотрудников:

Конечно, это зависит от целей, которые ставит перед собой компания. Но я бы выделали несколько основных критериев:

1) Специализация и опыт эксперта. Повышение продуктивности и эффективности сотрудников, карьерные или рабочие отношения, развитие лидерских качеств, управление стрессом на работе.

2) Методы и подходы работы. Предпочтение краткосрочных или более глубинных техник и подходов.

3) Пожелания собственника бизнеса к личностным особенностям, опыту и квалификации эксперта. То, что можно назвать «химией» и можно почувствовать только в личном общении со специалистом.

4) Цели найма эксперта и его предположительный функционал. Каждый помогающий специалист, работающий в компании — коуч, психолог, бизнес-психолог, организационный психолог, бизнес-тренер — выполняет разные задачи. Поэтому руководитель должен четко сформулировать, какую цель он преследует и какой результат хочет получить в итоге.

5) Формат работы. Например, необходимость очных встреч, возможность гибридного графика или только онлайн-консультации, индивидуальная или групповая работа. Для кого-то важно, чтобы это был ежедневный график работы, а кому-то подойдет работа один день в неделю. Это тоже надо принимать во внимание, чтобы избежать недопонимания.

Сервисы психотерапии предлагают выбирать психолога по образованию, методике, опыту. Кроме того, внешние провайдеры предлагают компаниям разнообразные формы поддержки в зависимости от запросов сотрудников, их графика и бюджета. Например, в Alter есть индивидуальные сессии, вебинары, чат-бот с психологами в Telegram. Это создает гибкую систему помощи, которая будет адаптирована под конкретные проблемы и всего коллектива, и отдельного человека. 

А еще мы знаем, что найти «своего» психолога с первого раза не просто. И не всегда решающим фактором становится метод или направление. Поэтому на нашем сайте указаны пол, возраст, семейное  положение специалиста и есть видео-визитка. В каталоге Alter более 1100 специалистов. И всегда можно найти свободный слот на ближайшие 3 дня или построить график для регулярной психотерапии.

Переходите по ссылке и узнайте все о заботе о себе или вашей команды!

Поделиться постом